Переносимость была хорошей
Американские и британские исследователи провели рандомизированные клинические испытания и пришли к выводу, что электростимуляция мозга постоянным током в домашних условиях под удаленным надзором медперсонала эффективна и безопасна при большом депрессивном расстройстве. Отчет о работе опубликован в журнале Nature Medicine.
Первой линией лечения большого депрессивного расстройства служат фармакологические антидепрессанты и психотерапия, однако более чем трети пациентов они не помогают достичь полной ремиссии. Одним из альтернативных методов лечения в подобной ситуации служит транскраниальная электростимуляция, при которой через электроды на коже головы (обычно закрепленные на эластичном колпаке или ленте) подается слабый постоянный ток. В отличие от транскраниальной магнитной стимуляции, непосредственно вызывающей потенциалы действия в заданных областях мозга, такое воздействие модулирует потенциал покоя и, как следствие, возбудимость коры мозга.
Как правило, при такой электростимуляции анод накладывают в подглазничной или лобно-височной области над левой дорсолатеральной префронтальной корой, а катод — над правой. Это приводит к существенным изменениям связности в сетях пассивного режима работы мозга, соотнесения с самим собой и исполнительного контроля. В метаанализе девяти клинических испытаний в стационарных условиях подобный метод позволил добиться большей частоты клинического ответа (30,9 против 18,9 процента) и ремиссии большого депрессивного расстройства (19,9 против 11,7 процента) по сравнению с плацебо-воздействием.
Чтобы проверить эффективность и безопасность транскраниальной электростимуляции в домашних условиях, Синтия Фу (Cynthia Fu) из Лондонского университетского колледжа с коллегами из Великобритании и США провела полностью удаленные мультицентровые двойные слепые плацебо-контролируемые рандомизированные испытания Empower. В них приняли участие 174 пациента (средний возраст 37,63 года; 69 процентов — женщины) с большим депрессивным расстройством и текущим депрессивным эпизодом как минимум умеренной степени тяжести (не менее 16 баллов по шкале Гамильтона, в среднем 19,07 балла), не получавшие лечение или принимавшие стабильную дозу антидепрессантов с психотерапией или без нее на протяжении шести и более недель.
Участников снабжали необходимым оборудованием и случайным образом половине из них проводили активную электростимуляцию током силой два миллиампера, другой половине ток подавали лишь кратковременно, чтобы симулировать активное воздействие. Сессии терапии продолжались 30 минут. В первые три недели проводили по пять сеансов еженедельно, затем еще семь недель — по три сеанса. Перед началом и в течение терапии пациентов консультировали психиатры по видеосвязи.
Уровень досрочного прекращения лечения был схожим в основной и контрольной группах: 14,9 и 13,7 процента (p = 0,99). Через 10 недель активной электростимуляции наблюдалось выраженное улучшение по шкале Гамильтона: в среднем на 9,41 до 9,58 против на 7,14 до 11,66 балла по сравнению с плацебо (p = 0,012). Клинически значимый ответ был получен у 58,3 против 37,8 процента участников в этих группах (p = 0,017), а ремиссия достигнута у 44,9 против 21,8 процента (p = 0,004). По шкале MADR улучшение в основной и контрольной группах составило 11,31 до 12,46 против 7,74 до 15,30 балла (p = 0,006); частота клинического ответа — 64,2 против 32,3 процента (p < 0,001), ремиссии — 57,5 против 29,4 процента (p = 0,002). Схожие результаты наблюдались и при субъективной оценке симптомов пациентами по шкале MADRS-S. Также при активном лечении происходило значимое уменьшение сопутствующих симптомов тревожности и гипомании.
Переносимость терапии в целом была хорошей. Среди побочных эффектов при активной стимуляции чаще, чем при назначении плацебо, наблюдались покраснение кожи под электродами (63,5 против 18,5 процента; p < 0,001), раздражение кожи (6,9 против 0 процентов; p = 0,03) и нарушения концентрации внимания (14,1 против 3,7 процента; p = 0,03). Двое участников из основной группы сообщили об ожогах в месте наложения анода, вероятно, связанных с использованием высохшей губчатой прокладки. Остаточных повреждений кожи или рубцевания не было ни у одного пациента. Серьезных физических и психических осложнений зарегистрировано не было.
По результатам испытаний самостоятельное использование транскраниальной стимуляции мозга постоянным током при большом депрессивном расстройстве признали достаточно эффективным, безопасным и приемлемым для пациентов.
Ранее американские исследователи провели пилотные испытания на добровольцах и выяснили, что транскраниальная фокусированная ультразвуковая стимуляция задней поясной коры мозга снижает функциональную связность в сети пассивного режима работы мозга и усиливает чувство осознанности — схожие эффекты производит медитация.
Даже через полгода после хронического воздействия
Американские исследователи провели серию экспериментов на мышах и пришли к выводу, что хроническое поступление в организм гербицида глифосата вызывает симптомы нейровоспаления и ускоряет развитие болезни Альцгеймера при ее моделировании, причем эти изменения продолжительное время сохраняются после прекращения контакта с веществом. Отчет о работе опубликован в журнале Journal of Neuroinflammation.