Палеогенетики прочитали ДНК представителя первых земледельцев Северного Кавказа

Он жил примерно семь тысяч лет назад

Палеогенетики проанализировали геном представителя дарквети-мешоковской культуры, жившего около 5000–4800 годов до нашей эры на Северном Кавказе. Ученые определили происхождение этого человека, а также обнаружили, что первые земледельцы и животноводы региона внесли свой генетический вклад в население хвалынской культуры, которая существовала в более северных степях. Исследователи предположили, что, возможно, не только культурные связи, но и брачные союзы способствовали распространению сельского хозяйства в Поволжье. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале iScience.

В начале V тысячелетия до нашей эры зона распространения сельского хозяйства достигла Северного Кавказа. До наших дней от первых земледельцев и животноводов региона дошли памятники так называемой дарквети-мешоковской культуры эпохи энеолита, которая существовала примерно в 5000–3200 годах до нашей эры. Хозяйство этих людей базировалось в первую очередь на выращивании зерновых культур (пшеницы и овса) и разведении свиней и крупных рогатых животных. Кроме того, заметную роль играла и охота.

Единственный могильник этой культуры, названный Нальчикским, археологи раскопали в Нальчике в 1929 году на территории современной городской больницы. В нем покоились останки больше сотни людей, которые жили в начале V тысячелетия до нашей эры. Своих умерших представители дарквети-мешоковской культуры хоронили на боку или спине с подогнутыми ногами. Покойных посыпали красной охрой и сопровождали различными вещами. В частности, в одном из погребений этого памятника исследователи раскопали медное кольцо, которое представляет собой одно из древнейших металлических изделий региона.

Теперь ученые из Германии и России во главе с Егором Прохорчуком (Egor Prokhortchouk) из ФИЦ Биотехнологии РАН представили результаты генетического анализа человека из Нальчикского могильника. Древнюю ДНК исследователи выделили из зуба мудрости взрослого мужчины, который прожил около 40–60 лет. Генетики подтвердили, что останки принадлежали человеку мужского пола и определили, что он относился к митохондриальной гаплогруппе T2c1a1 и Y-хромосомной гаплогруппе R1b1.

На графике, построенном с помощью метода главных компонент, геном этого мужчины расположился рядом с геномами двух людей эпохи энеолита из степного Предкавказья, останки которых нашли на памятниках Прогресс-2 и Вонючка-1, живших в начале и второй половине V тысячелетия до нашей эры соответственно. Кроме того, рядом также оказался геном человека, который жил с нальчикским индивидом примерно в одно время. Его останки нашли на памятнике Хвалынский-II могильник, который расположен на правом берегу Волги в Саратовской области, то есть на значительном расстоянии от Кавказских гор.

Дальнейший анализ показали, что происхождение мужчины из Нальчикского могильника можно смоделировать из трех предковых популяций: ранних земледельцев Западной Азии, кавказских охотников-собирателей (или неолитических жителей Ирана) и европейских охотников-собирателей. Причем большой вклад последней компоненты заметно отличал геном этого человека от другого ранее опубликованного генома представителя дарквети-мешоковской культуры, останки которого нашли в Узнаковской пещере. Вероятно, это связано с тем, что население горной зоны, в которой находится этот памятник, ожидаемо меньше контактировало с населением степной зоны, чем жители приграничной зоны. Кроме того, по словам исследователей, вопреки ожиданиям, мужчина из Нальчикского могильника генетически оказался ближе к людям из Северной Месопотамии и Загроса, которые проживали там в VIII–VII тысячелетиях до нашей эры, чем к соседям из Южного Кавказа, которые жили в этом регионе в VI тысячелетии до нашей эры.

Также исследователи уделили внимание тому, что уже в начале V тысячелетия до нашей эры первые земледельцы и животноводы Северного Кавказа смешивались с населением более северных степей — представителями хвалынской археологической культуры, доступные геномы которых весьма неоднородны. Причем анализ общих по происхождению блоков сцепления в геномах индивида из Нальчика и человека из Хвалынского-II могильника показал, что на хромосомах этих людей присутствуют длинные одинаковые участки, указывающие на их дальнее родство. Исследователи предположили, что интенсивность брачных связей между двумя этими популяциями была невысокой. Однако, возможно, не только культурные контакты, но и браки способствовали распространению животноводства в Поволжье.

Это не первый раз, когда на N + 1 рассказывают об исследованиях древнего населения, проживавшего на Кавказе. Например, анализ ДНК носителей кобанской культуры, которая существовала в позднем бронзовом веке, показал биологическую связь между этими людьми и некоторыми современными популяциями.

В Кении нашли древнейшего австралопитека