Чтобы с их помощью отвлечь агрессора
Ученые из США проанализировали поведение домовых мышей, живущих в небольших группах из двух самцов и двух самок, и описали стратегию избегания конфликтов, к которой прибегали самцы. Менее агрессивные особи во время стычки приближались к одной из самок, после чего взаимодействовать с ней начинал агрессор, а первый самец убегал. В таких случаях конфликты самцов реже заканчивались драками — то есть стратегия работала. Исследование опубликовано в PLOS Biology.
Адекватная реакция на угрозы важна для выживания животных, и не важно, кто является угрозой — хищник, конкурент другого вида или недружелюбный конспецифик. Однако для разных угроз могут использоваться разные стратегии избегания. Исследовать такие стратегии и оценить их эффективность порой сложно, поскольку для этого нужно наблюдать за свободным поведением животных в разнообразных социальных контекстах.
Рэйчел Клейн (Rachel Clein) из Делавэрского университета и ее коллеги изучали поведение самцов мышей Mus musculus, живущих в небольших разнополых группах, включающих двух самцов и двух самок. Чтобы проанализировать поведение животных и обнаружить стратегии, к которым они прибегают во время конфликтов, ученые использовали несколько вычислительных методов.
Всего ученые наблюдали 3413 агонистических взаимодействий между самцами в одиннадцати группах. В 2562 случаях агрессор преследовал соперника, а в 851 случае тому, на кого нападали, удавалось сбежать. Проанализировав поведение грызунов после стычек, ученые обнаружили стратегию избегания, к которой иногда прибегали подвергающиеся атаке самцы. Они приближались к одной из самок и недолго взаимодействовали с ней, после чего с этой же самкой начинал взаимодействовать агрессор. Самцы, которых атаковали, в это время убегали подальше — и нередко стычка после этого прекращалась. В таких ситуациях конфликты переходили в драку в 5–6 раз реже.
Ничего подобного не наблюдалось в других неагрессивных контекстах. Также не было никакой разницы в частоте и продолжительности взаимодействия более и менее агрессивных самцов с самками. Это указывало на то, что именно конфликты побуждали самцов использовать самок для отвлечения противника, а не средний уровень их агрессии. Исследователи также обнаружили, что вероятность взаимодействия проигрывающего самца с самкой не зависела от поведения или направления движения самки, но зависела от направления движения самца. Инициаторами взаимодействия в большинстве случаев тоже были самцы: от действий самок оно не зависело.
Исследователи заключили, что эта стратегия позволяет самцам мышей избежать дальнейшей агрессии и завершить конфликт. Однако взамен на это самцам приходится мириться со снижением их шансов на спаривание, поскольку они вынуждены быстро оставлять самок. Авторы отметили, что, хотя они и старались зафиксировать естественное поведение грызунов, в экспериментах они использовали небольшие группы, условия в которых могут отличаться от естественных.
Недавно ученые выяснили, какие нейроны позволяют мышам запоминать, кто из сородичей представляет для них угрозу, а кто нет.
На это указал анализ древних и современных геномов
Палеогенетики исследовали ДНК древних и современных азиатских муфлонов и домашних овец. Они пришли к выводу, что, скорее всего, люди одомашнили конийских муфлонов в Центральной Анатолии, то есть за пределами Плодородного Полумесяца. Однако ученые не стали полностью исключать того, что существовали и независимые центры одомашнивания в Загросе или Северной Месопотамии. Статья опубликована в журнале Molecular Biology and Evolution.