Она случилась по естественным причинам, но из-за потепления длилась 24 дня
Причиной рекордной морской волны жары в 2016 году оказалось сочетание ослабления осцилляции Маддена — Джулиана и экстремального Эль-Ниньо: эти условия привели к аномально сильной солнечной радиации, слабому ветру, высокой влажности воздуха и затрудненному испарению с поверхности моря на юго-западе Тихого океана. Если бы климат в последние десятилетия не менялся в сторону потепления, то волна жары продлилась бы восемь дней. Однако в текущих условиях волна жары продлилась 24 дня и пошла на спад только после прохождения тропического циклона Уинстон, сильные ветра которого смогли перемешать воды и запустить испарение. Такие выводы содержит исследование, опубликованное в журнале Science Advances.
Ученые под руководством Сирил Дютейль (Cyril Dutheil) из Института исследований Балтийского моря в Варнемюнде провели первый всесторонний анализ механизмов формирования, развития и затухания экстремальной морской волны жары, которая обрушилась на юго-западный сектор Тихого океана в 2016 году. Они использовали ежедневные данные о температуре поверхности моря NOAA с 1993 по 2022 годы, данные об атмосферных переменных из проекта ERA5 и две глобальные модели океана на основе NEMO: GLORYS. Волна жары охватила акваторию 1,7 миллиона квадратных километров и привела к обесцвечиванию 87 процентов кораллов у берегов Новой Каледонии, а также массовому замору рыбы у островов Вануату, Фиджи и Кирибати.
Если не ограничить выбросы парниковых газов, это может произойти примерно через 250 лет
Если потепление достигнет отметки 4,5 градуса Цельсия, то с конца XXI по конец XXII века шельфовые ледники Антарктиды начнут необратимо таять: к 2150 году неустойчивыми станут 26, а к 2300 году — 38 ледников из 64, то есть 60 процентов. Сейчас эти ледники подпирают континентальный лед и сдерживают его подобно дамбе, а когда их не станет, лед с поверхности щита начнет ускоренно стекать в море, что приведет к повышению его уровня воды на 10 метров (и даже на 11 с учетом все более частых отколов айсбергов). Такие прогнозы описаны в статье, опубликованной в журнале Nature.