Он жил в эпоху бронзы
Алессандро Канчи (Alessandro Canci) из Университета Удине совместно с коллегами исследовал скелет, который нашли в Италии в некрополе среднего бронзового века Ольмо-ди-Ногаро. Останки принадлежали взрослому мужчине, который умер в возрасте примерно 40–50 лет. Ученые обнаружили, что всю жизнь этот человек страдал от варусной деформации плечевых костей, которая, по их мнению, стала результатом родовой травмы. Несмотря на это, наряду со многими другими мужчинами из этого погребального комплекса он занимался военным делом, но нажил себе к концу жизни тяжелый остеоартроз, который ограничивал функциональность его руки. Об этом сообщается в статье, опубликованной в International Journal of Paleopathology.
Могильник Ольмо-ди-Ногаро представляет собой очень крупный погребальный комплекс, расположенный недалеко от современной Вероны. В 1987–1995 и 2009 годах археологи раскопали в нем больше пяти сотен захоронений, относящихся к периоду между 1650 и 1200 годами до нашей эры. Останки мужчины, изучению которых посвящена статья, нашли в обычной грунтовой могильной яме, в которую их первоначально поместили вместе с рядом артефактов. Среди них — бронзовый меч, который археологи датировали XIII веком до нашей эры. Эта находка показала, что мужчина (как и еще 40 человек из этого памятника), вероятно, занимался военным делом. Более того, анализ скелета подтвердил, что, несмотря на варусную деформацию, он мог пользоваться оружием, и, следовательно, меч, вероятно, не был просто символическим подношением.
На это указал анализ человеческих костей из поселения Косеновка
Немецкие и украинские ученые исследовали обожженные и необожженные останки людей, которые нашли во время раскопок поселения трипольской культуры Косеновка. Они пришли к выводу, что кости принадлежали как минимум семи индивидам, большая часть которых жила около 3700–3600 годов до нашей эры и, вероятно, погибла во время пожара. Анализ стабильных изотопов азота и углерода в костях и зубах этих людей показал, что их рацион более чем на 90 процентов состоял из злаковых растений, а на долю мяса приходилось лишь около восьми процентов. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.