Вероятно, отсутствие половых гормонов повлияло на пение самца
Песни взрослого самца белорукого гиббона по кличке Ори из зоопарка Нидерландов оказались схожи с песнями самки — они содержали специфичные для самок громкие крики. По всей видимости, вокальный репертуар гиббона изменился из-за того, что несколько лет назад он был кастрирован. Зоологи, наблюдавшие за Ори и его партнершей, живущей вместе с ним в вольере, также обнаружили, что между парой нет крепкой связи: они редко находились рядом друг с другом, не пели дуэтом и не занимались взаимным грумингом. Препринт опубликован на портале bioRxiv.
Гиббоны известны тем, что издают очень громкие вокализации, которые еще называют песнями. Основная цель таких песен — привлечение партнера и защита территории. Вокализации самок и самцов различаются: женские песни содержат так называемые громкие крики (great-calls), которые представляют собой отчетливый, быстро повышающийся тон. Молодые самцы тоже могут издавать такие крики, но, достигая половой зрелости, переходят к специфичным для их пола песням. Также были описаны случаи, когда самки гиббонов исполняли мужские вокализации, однако такие случаи — скорее исключения. Нередко самец и самка, уже сформировавшие пару, поют дуэтом, что способствует поддержанию связи внутри пары. Дуэты обычно включают женские и мужские партии, чередующиеся друг с другом.
Теперь Джудит Варкевиссер (Judith Varkevisser) из Лейденского университета и ее коллеги впервые зарегистрировали, как взрослый кастрированный самец белорукого гиббона (Hylobates lar) поет песни, включающие женский громкий крик. Самец по кличке Ори родился в 1987 году в зоопарке Бельгии, а в 1993 году его перевели в сафари-парк Биксе-Берген в Нидерландах, где и проводилось исследование. Там он сформировал прочную пару с самкой и прожил с ней 24 года, пока она не умерла в 2017 году. В 2013 году Ори кастрировали, в 2017 он лишился партнерши, а в 2019 году в нему в вольер подсадили другую самку.
Ученые наблюдали за гиббонами в течение месяца весной 2023 года и записывали их песни. Всего они зафиксировали 18 песен самки, 11 из которых содержали громкие крики, и 24 песни самца, 17 из которых содержали громкие крики. Структура этих криков немного различалась: громкие крики самца были короче женских (их средняя продолжительность составляла 12 секунд против 18), а самая высокая частота в его криках была немного ниже (1248 герц против 1320). Отдельные песни самки содержали в среднем по 5,3 громких крика, а песни самца — по 2,4.
Наблюдения за парой показали, что между ними не было крепкой связи: особи ни разу не пели дуэтом и не занимались взаимным грумингом. Большую часть времени они находились поодаль друг от друга, и очень редко — на расстоянии менее двух метров. Самец чаще всего пел песни сидя на деревьях, а самка в это время была в закрытой части их вольера — то есть вне поля зрения самца. Включение громких криков в песни самца, судя по всему, не влияло на поведение пары.
Исследователи предложили несколько объяснений этим наблюдениям. Вероятнее всего, Ори включал в свои песни женские вокализации из-за отсутствия половых гормонов — поскольку был кастрирован. Это делает гиббонов интересной моделью для изучения того, как различные факторы влияют на развитие и гибкость вокализаций. Также возможно, что таким образом самец хотел сформировать более прочную связь с самкой, как бы имитируя дуэт, но эту гипотезу авторы оспорили, поскольку во время пения Ори самка находилась далеко от него и, по всей видимости, никак не реагировала. Авторы допустили, что нетипичное пение Ори могло, напротив, препятствовать формированию их парной связи с самкой.
Ранее зоологи обнаружили в песнях гиббонов регулярный ритмический рисунок. А еще оказалось, что в дуэте ритм песни одного партнера влияет на ритм песни другого.