Исследование проводили в Северной Европе
Улла-Бритт Веннерхольм (Ulla-Britt Wennerholm) из Гётеборгского университета с коллегами из Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции проанализировали данные национальных регистров и обнаружили, что использование вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) связано с повышенной частотой врожденных пороков сердца у ребенка. В анализ вошли все 7747637 детей, которые родились в Дании в 1994–2014, Норвегии в 1984–2015, Финляндии в 1990–2014 и Швеции в 1987–2015 годах (когорта CoNARTaS). 171735 из них были зачаты с помощью ВРТ. Результаты работы опубликованы в European Heart Journal.
Серьезные врожденные пороки сердца были выявлены у 1,84 процента детей, рожденных с помощью ВРТ, и 1,15 процента остальных — отношение шансов (OR) с поправкой на сопутствующие факторы составило 1,36 (95-процентный доверительный интервал 1,31–1,41). Тяжелые пороки были зарегистрированы соответственно у 0,35 и 0,26 процента (OR 1,30; 95-процентный доверительный интервал 1,20–1,42). Риск был одинаково повышен при использовании интрацитоплазматической инъекции сперматозоидов (ИКСИ), простого экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), а также свежих или замороженных эмбрионов. Кроме того, независимым фактором оказалась многоплодная беременность — она была связана с повышенным риском пороков сердца как при естественном зачатии, так и при использовании ВРТ.
Такие результаты дал метаанализ клинических испытаний
Дэвид Уильямсон (David Williamson) из Монреальского университета и его коллеги провели систематический обзор и метаанализ, которые показали, что пищевые добавки с кальцием, витамином D или их сочетанием не снижают риск переломов и падений у взрослых людей, не получающих фармакотерапию остеопороза. Исследователи провели поиск по базам данных Medline, Embase и CENTRAL, регистрам клинических испытаний, тезисам докладов на конференциях с 2014 по февраль 2025 года. В анализ включили 69 рандомизированных контролируемых испытаний с общим участием почти 154 тысяч человек в возрасте 18 и более лет. Данные объединили методом метаанализа со смешанными эффектами. Результаты опубликованы в журнале The BMJ.