Его нужно толкать и тянуть, как настоящую магазинную тележку
Корейские инженеры разработали дрон для перемещения грузов, которым человек может управлять физически воздействуя на него — толкать и тянуть, как тележку из магазина. Дрон, получивший название Palletrone, представляет собой платформу, внутри которой расположен квадрокоптер с поворотными пропеллерами. Сбоку платформы располагается ручка, напоминающая ручку магазинной тележки. Оператор дрона, держась за ручку, прикладывает к ней усилия, чтобы физически управлять движением летающей платформы в трех измерениях. При этом дрон сохраняет стабильное положение в пространстве по крену и тангажу благодаря системе управления, компенсирующей случайные внешние возмущения, не связанные с воздействием человека. Описание конструкции дрона и алгоритма управления опубликовано в журнале IEEE Robotics and Automation Letters.
Мультикоптеры — это механически простые летательные аппараты с тремя и более винтами, которые благодаря несложной сборке, высокой маневренности и низкой себестоимости стали самым распространенным типом дронов. Они используются не только для аэрофотосъемки, но и для доставки грузов различной массы на дистанции до нескольких десятков километров. Однако иногда требуется переместить груз на гораздо меньшее расстояние — в пределах одного помещения, в котором при этом есть несколько уровней, соединенных лестницами, неровный пол и другие препятствия, мешающие использованию колесных погрузчиков и грузовых тележек. В такой ситуации тоже могут пригодиться дроны.
Так считают корейские инженеры, которые под руководством Ли Сын Чэна (Seung Jae Lee) из Сеульского национального университета науки и технологии разработали систему Palletrone (от слов pallet и drone) для перемещения грузов по воздуху на небольшие расстояния. Palletrone имеет решетчатый внешний корпус, сверху которого находится плоская платформа для груза, а внутри располагаются четыре пропеллера, создающие подъемную силу, удерживающую дрон в воздухе. Внешний корпус также служит защитой для винтов, предохраняя их от столкновений с препятствиями и людьми. Четыре дополнительных сервопривода регулируют углы наклона несущих винтов, изменяя их вектор тяги, что позволяет независимо управлять как поступательным движением дрона в трех измерениях, так и его угловой ориентацией без необходимости наклонов по тангажу и крену.
Главная особенность системы заключается в способе управления ею. Palletrone умеет стабильно висеть на одном месте в воздухе, но не способен самостоятельно двигаться и прокладывать маршрут. Чтобы сдвинуть его с места, необходимо воздействовать на него физически. Для этого сбоку на корпусе платформы прикреплена ручка, держась за которую человек может перемещать дрон в воздухе, прилагая к нему усилия, как к тележке из магазина: толкать вперед, тянуть на себя и поворачивать вокруг вертикальной оси. Кроме этого, можно также вручную изменять положение дрона по высоте, для этого надо потянуть его вверх или вниз.
Управление осуществляется с помощью двух основных алгоритмов: алгоритма отслеживания возмущений (Disturbance Observer) и алгоритма адмиттанс-контроля (Admittance Control), которые работают совместно и используют данные бортового инерциального измерительного устройства IMU дрона. Первый из алгоритмов призван компенсировать внешние небольшие возмущения траектории движения, вызванные, к примеру, ветром, а также обеспечивает оценку сил, прикладываемых человеком. Эта оценка передается во второй алгоритм, который преобразует ее в плавное изменение траектории движения по трем осям, соответствующее намерениям оператора.
Система управления использует параметр виртуальной инерции, чтобы определить, насколько плавно или резко будет двигаться дрон в ответ на прилагаемое физическое воздействие. Это позволяет сделать управление более интуитивным, как при толкании реальной тележки: чем больше приложенное усилие, тем быстрее и дальше движется дрон.
Инженеры провели три типа экспериментов, чтобы оценить управляемость Palletrone. В первом испытании они проверили возможность независимого управления движением дрона по четырем степеням свободы: трем пространственным осям и при вращении вокруг вертикальной оси. Второй эксперимент показал, что изменение параметра виртуальной инерции в алгоритме управления влияет на динамику дрона. В третьем испытании разработчики протестировали Palletrone в реальном сценарии. Оператор управлял дроном с грузом массой 2,93 килограмма на платформе, перемещая его по произвольному маршруту. Результаты показали, что аппарат устойчив при движении по каждой оси и сохраняет при этом стабильные углы крена и тангажа, что важно для надежного удержания груза.
Идея управлять дроном через физическое воздействие на него не нова. К примеру, в 2015 году швейцарские инженеры представили складной квадрокоптер Fotokite Phi, предназначенный для фото- и видеосъемки с воздуха. Для управления им вместо пульта использовался восьмиметровый поводок, который позволял управлять квадрокоптером любому человеку, не имеющему навыков пилотирования.
Это поможет повысить проходимость транспортных средств
Инженеры из Южной Кореи разработали безвоздушное колесо переменной жесткости, которое может адаптироваться к различным типам поверхностей. Колесо переключается между двумя состояниями: жестким для быстрого движения по ровной поверхности, и деформируемым для преодоления препятствий. Жесткость регулируется с помощью кевларовых нитей, которые соединяют ступицу со звеньями цепи, расположенной по окружности колеса и выполняющей роль обода. При увеличении натяжения нитей колесо принимает фиксированную круглую форму, а при снижении натяжения легко деформируется, помогая транспортному средству преодолевать препятствия. Результаты опубликованы в журнале Science Robotics.