Россия заняла третье место по распространенности миопии среди детей и подростков
Shrek / DreamWorks Animation, 2001
Систематический обзор и метаанализ китайских ученых показал, что за период с 1990 по 2023 год распространенность близорукости — миопии — среди детей и подростков выросла с 24,32 процента до 35,81 процента. Как сообщается в British Journal of Ophthalmology, при сохранении текущих тенденций к 2050 году в этой группе распространенность миопии вырастет почти до 40 процентов, или примерно 750 миллионов человек.
Миопия, или близорукость, обычно развивается в раннем детстве и имеет тенденцию к ухудшению по мере того, как люди переходят от детства к подростковому возрасту и в конечном счете ко взрослой жизни. Младшие школьники, как правило, более восприимчивы и уязвимы к факторам риска окружающей среды по сравнению со взрослыми, но особенно важным это становится для детей дошкольного возраста из-за критического периода зрительного развития.
Однако трудно оценить глобальную распространенность миопии среди детей и подростков из-за разницы подходов эпидемиологических исследований. Хотя известно о высокой распространенности этого нарушения рефракции в некоторых районах Китая и Юго-Восточной Азии, остается неизвестным влияние последствий ограничительных мер из-за пандемии ковида, поскольку последний крупный обзор распространенности миопии датируется 2016 годом.
Чтобы оценить текущую и спрогнозировать будущую распространенность миопии, команда ученых под руководством Чэня Яцзюня (Yajun Chen) из Университета Чжуншань имени Сунь Ятсена провела систематический обзор и метаанализ 276 исследований из 50 стран с шести континентов с общей выборкой 5410945 человек в возрасте от 5 до 19 лет. Выяснилось, что расчетная глобальная распространенность миопии среди детей и подростков составляет 30,47 процента. При этом за последние три десятилетия она значительно возросла: с 24,32 процента в 1990 году до 35,81 процента в 2023 году.
Примечательно, что в развивающихся или слаборазвитых странах распространенность миопии была значительно выше, чем в развитых странах (31,89 процента против 23,81 процента). В Азии наблюдалась самая высокая распространенность миопии (35,22 процента), в то время как Латинская Америка и Карибский бассейн продемонстрировали самую низкую распространенность — 3,75 процента. По оценкам, самая высокая распространенность миопии среди детей и подростков наблюдалась в Японии (85,95 процента), за ней следовали Южная Корей (73,94 процента) и Россия (46,17 процента).
Кроме того, ученые обнаружили неравномерность распространения миопии относительного возраста. Так, близорукость чаще встречалась среди подростков, а не среди детей (распространенность у подростков 53,92 процента), хотя за период с 1990 по 2023 темпы роста распространенности миопии были в два раза выше у детей по сравнению с подростками. Общая предполагаемая распространенность миопии была незначительно выше у девочек по сравнению с мальчиками (33,57 процента против 30,49 процента). Также распространенность близорукости у городских детей и подростков превышает аналогичный показатель в сельской местности, причем у девочек из города наблюдается более высокая распространенность близорукости по сравнению с мальчиками.
Ожидается, что глобальная распространенность миопии возрастет до 740592000 случаев в 2050 году среди детей и подростков, что будет равняться глобальной распространенности близорукости 39,80 процента. При этом тенденции распространения сохранятся относительно групп и территорий риска. По словам авторов исследования, метарегрессионный анализ указывает на то, что ведущим фактором неоднородности изучаемых работ стал регион проведения исследования.
Возможным фактором риска, из-за которого подростки чаще страдают от близорукости, можно считать высшее образование. Ранее мы рассказывали, что каждый дополнительный год образования после 16 лет может привести к уменьшению оптической силы глаза.
Такой метод снизил активацию путей проведения боли
Австрийские нейрофизиологи обнаружили, что просмотр виртуальных сцен природы уменьшает степень активации зон мозга, ответственных за соматосенсорные аспекты проведения болевых стимулов. Также созерцание виртуальной природы помогло участникам эксперимента чувствовать меньше боли от разрядов электрического тока по сравнению с городским пейзажем и интерьером дома. Исследование опубликовано в Nature Communications.