В два раза
Когортное исследование американских ученых показало, что проживание в районах с низким уровнем дохода и ограниченным доступом к продуктам питания во время беременности или в раннем детстве связано с более высоким индексом массы тела и повышенным риском развития ожирения в детском и подростковом возрасте. Как сообщается в журнале JAMA Pediatrics, эти ассоциации оставались значимыми при корректировке на различные факторы риска развития ожирения.
Ограниченный доступ домохозяйств к достаточному питанию из-за финансовых трудностей или проживания в условиях нехватки продовольствия остается серьезной проблемой общественного здравоохранения. Распространенность проблемы разнится в зависимости от страны. Так, только в США доля семей с детьми, у которых отсутствует достаточный доступ к продовольствию, увеличилась с 12,5 процента в 2021 году до 17,3 процента в 2022 году. При этом отсутствие продовольственной безопасности и ожирение сосуществуют во многих регионах мира. Так, данные, полученные у взрослых, говорят о том, что ограниченный доступ к продовольствию может предрасполагать к ожирению. Однако подобного рода данных у детей практически не существует.
Чтобы устранить этот пробел, группа ученых под руководством Иззуддина Ариса (Izzuddin Aris) из Гарвардской медицинской школы изучила, в какой степени доступ к продовольствию вблизи дома во время беременности и в раннем детстве может способствовать повышению риска детского ожирения. Для этого они проанализировали когорту детей из национального исследования, в котором собиралась информация о воздействии окружающей среды на детей по всей стране.
Району присваивался статус «низкого уровня дохода» при проживании в нем более 20 процентов населения за чертой бедности или если средний доход семьи составлял менее 80 процентов от среднего дохода семьи по штату. Ограниченным доступом к продуктам питания считалось расстояние до ближайшего супермаркета более 0,5 мили для городских районов и более десяти миль для сельских районов.
В исследование включили 28359 детей, у которых были данные о доступе к продуктам питания во время беременности или в раннем детстве. При этом 5800 из 24957 женщин во время беременности проживали в районах с низким уровнем дохода и ограниченным доступом к продуктам питания, а 4923 из 20175 — в раннем детстве. Участницы, проживающие в районах с низким уровнем дохода и ограниченным доступом к продуктам питания, во время беременности или в раннем детстве с большей вероятностью идентифицировали себя как чернокожие или испаноязычные.
После корректировки на социально-демографические характеристики, проживание в районах с низким доходом и ограниченным доступом к продуктам питания (по сравнению с более благополучными районами) во время беременности или в раннем детстве было связано с более высокой динамикой среднего показателя индекса массы тела и вероятностью ожирения и тяжелой степени ожирения в детском и подростковом возрасте. Относительный риск ожирения колебался от 1,21 (5 лет) до 2,08 (15 лет) в зависимости от возраста детей. Те, кто проживал в районах с низким уровнем дохода и ограниченным доступом к продуктам питания, как во время беременности, так и в раннем детстве имели самый высокий риск ожирения в возрасте 10 и 15 лет. Примечательно, что эти ассоциации были устойчивы к альтернативным определениям людей с низким уровнем дохода и ограниченным доступом к продуктам питания, а также к дополнительной корректировке пренатальных факторов риска развития ожирения.
По мнению авторов работы, в основе этих наблюдений может лежать несколько потенциальных механизмов. Так, в районах с низким уровнем дохода и ограниченным доступом к продуктам питания может быть больше небольших магазинов и точек быстрого питания, что подразумевает более широкий доступ к продуктам с высокой степенью переработки и веществами, повышающими риск развития ожирения. Кроме того, люди, проживающие в неблагополучных районах испытывать повышенный уровень стресса из-за финансового и эмоционального давления. Дальнейшие исследования должны быть направлены на масштабирование полученных результатов и объяснение их механизмов.
Ранее мы рассказывали, что большое количество ресторанов быстрого питания вблизи от дома связано с повышенным уровнем глюкозы в крови и высоким риском развития диабета второго типа у жителей Южной Азии.
За счет особенностей строения хвостовых фибрилл фаг Sxt1 эффективнее прикрепляется к бактериям кишечной палочки
Российские ученые нашли в терапевтическом фаговом коктейле для лечения бактериальных инфекций неизвестный ранее бактериофаг Sxt1, способный инфицировать ряд диких штаммов кишечной палочки, устойчивых к фагам из того же семейства. Сравнив Sxt1 с родственными фагами Т3 и Т7, ученые обнаружили, что секрет его эффективности кроется в строении хвостовых фибрилл. Результаты исследования опубликованы в журнале Viruses.