В основном для лечения психических расстройств
Систематический обзор и метаанализ 50 исследований показал, что визуальная арт-терапия может рассматриваться как эффективное дополнение к стандартной медицинской помощи при психических и неврологических расстройствах. Как сообщается в JAMA Network Open, арт-терапия помогала при депрессии, тревоге, низкой самооценке, нарушениях социальной адаптации и сниженном качестве жизни.
Арт-терапия широко применяется в качестве метода лечения и профилактики психических расстройств, а также для реабилитации, обезболивания и ухода за пожилыми людьми. При этом, несмотря на популярность метода, эффективность использования арт-терапии практически не изучалась.
В отчете Всемирной организации здравоохранения обобщены существующие фактические данные о ее влиянии на здоровье в рамках общего обзора, в котором представлены различные схемы исследований, группы пациентов и показания. В выводах было указано, что искусство обладает огромным потенциалом для укрепления и поддержания здоровья, однако после публикации обзор подвергся критике за отсутствие систематического поиска литературы и качественного анализа отдельных исследований.
Поэтому группа ученых под руководством Роньи Йошко (Ronja Joschko) из Университетской больницы Шарите провела первый систематический обзор и метаанализ всех существующих рандомизированных и контролируемых исследований активной визуальной арт-терапии. Под активной визуальной арт-терапией понимался любой вид художественной деятельности, в ходе которой пациенты активно работают с материалами своими руками: например, рисование, живопись, керамическая скульптура, любые виды декоративно-прикладного искусства и рисование песком.
В итоговый набор вошло 50 исследований с общей выборкой 2766 человек из 21 страны и 217 исходами. Во включенных исследованиях использовался широкий спектр арт-терапевтических вмешательств, которые ученые разделили на семь категорий в зависимости от используемых материалов: рисование, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, раскрашивание, другие и не указанные. В большинстве исследований арт-терапию получали пациенты с проблемами психического здоровья и пациенты с неврологическими симптомами. В десяти исследованиях арт-терапия использовалась в качестве профилактики, а в девяти — для терапии соматических расстройств.
Из общего числа 217 исходов, основными из которых были депрессивные симптомы, тревожность, нарушения самооценки и социальной адаптации, 18 процентов были в пользу арт-терапии, один процент — в пользу контрольной группы, а 81 процент не показали никакого эффекта. Углубленный анализ показал, что арт-терапия связана с более положительными последствиями для здоровья, по сравнению с контрольными группами. Однако эти результаты следует интерпретировать с осторожностью из-за существенной неоднородности исследований (I2 = 71 процент, p < 0,001). Дополнительный метаанализ также показал более благоприятные результаты лечения расстройств с помощью арт-терапии. Примечательно, что величина эффекта была выше у детей по сравнению со взрослыми.
Несмотря на высокую неоднородность включенных работ, в целом, авторы исследования признают общую пользу арт-терапии для поддержания психического здоровья, которую можно использовать в качестве дополнения к основным методам лечения. Однако необходимо дополнительные рандомизированные клинические исследования для гармонизации данных об эффекте арт-терапии.
Ранее мы рассказывали о другом метаанализе, в котором ученые обнаружили пользу от пребывания на природе для людей с психическими расстройствами.
В ее очаг добрались специалисты с диагностическими системами
Вспышка неопределенной инфекции со смертельными случаями в отдаленной местности Демократической Республики Конго оказалась тяжелой респираторной формой малярии, сообщает The Guardian со ссылкой на минздрав страны. В конце октября 2024 года местные органы здравоохранения сообщили о вспышке инфекции в труднодоступном районе Панзи юго-западной провинции Кванго, которая, по разным источникам, унесла от 143 до нескольких сотен жизней. Симптомы включали лихорадку, кашель, насморк и слабость, большинство заболевших были детьми. Диагностических систем и специалистов для идентификации возбудителя на месте не было, но паника из-за «загадочной инфекции» проникла в мировые СМИ. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и власти ДРК отправили в эпидемический очаг объединенные команды экспертов с необходимым оборудованием.