На это указал анализ ДНК 15 несовременных рапануйцев
Палеогенетики прочитали ДНК 15 жителей острова Пасхи, которые, судя по радиоуглеродным датировкам, умерли около 1670–1950 годов нашей эры. Ученые проанализировали динамику изменения эффективного размера их популяции и пришли к выводу, что на острове Пасхи не было демографического кризиса в 1600-х годах. Кроме того, исследование показало, что в генофонде этих людей присутствовало около десяти процентов примеси от коренных американцев, которую они получили примерно в 1250–1430 годах нашей эры. Как сообщается в статье в журнале Nature, это подтверждает контакты между жителями острова Пасхи и Южной Америки еще до того, как в Новый Свет прибыли европейцы.
Остров Пасхи (Рапа-Нуи) представляет собой одно из самых изолированных заселенных мест в мире, располагаясь примерно в двух тысячах километрах от ближайшего населенного острова Питкэрн и более чем в 3,5 тысячи километрах Южной Америки. По современным представлениям, полинезийцы, вероятно, достигли острова Пасхи не позднее 1200 года нашей эры.
В доевропейской истории жителей острова Пасхи сегодня существует две важных дискуссионных проблемы. Во-первых, действительно ли полинезийцы контактировали с населением Южной Америки еще до прибытия в Новый Свет европейцев. Во-вторых, по одной из версий, население острова Пасхи в период расцвета достигало примерно 10–15 тысяч человек, но затем в результате деятельности самих людей произошла экологическая катастрофа, следствием которой стало сокращение численности до двух—трех тысяч человек — такова приблизительная оценка количества местных жителей к моменту прибытия европейцев в 1722 году. Однако идея «коллапса» ставится под сомнение, в том числе в недавно опубликованных исследованиях.
Анна-Сапфо Маласпина (Anna-Sapfo Malaspinas) из Лозаннского университета совместно с коллегами из Австрии, Дании, Ирландии, США, Франции, Чили и Швейцарии привела новые аргументы в дискуссию по этим двум вопросам с помощью данных генетики. Для исследования ученые отобрали останки 15 жителей острова Пасхи, которые хранятся в Национальном музее естественной истории в Париже. Радиоуглеродный анализ находок показал, что эти люди, вероятно, умерли между 1670 и 1950 годами нашей эры. При этом, судя по музейным архивам, останки были получены в 1877 (n = 11) и 1935 (n = 4) годах, поэтому ученые предполагают, что, по-видимому, они принадлежали людям, которые родились до того, как перуанские работорговцы в 1860-х годах вывезли значительную часть жителей острова в Америку. Тогда в результате рабовладельческих рейдов и эпидемий коренное население острова Пасхи к 1877 году сократилось до чуть более сотни человек.
Геномное исследование показало, что люди из проанализированной выборки были ближе всего к современным рапануйцам, а также к другим полинезийцам. Среди 15 индивидов, ДНК которых прочитали ученые, не оказалось близких родственников. Однако анализ общих по происхождению сегментов геномов позволил выявить одну пару родственников третьей или четвертой степени (к третьей степени относятся, например, двоюродные братья и сестры).
Исследование гомозиготных участков показало, что люди из выборки не были потомками близких родственников. Однако общее количество достаточно коротких по длине гомозиготных участков в их геномах говорит о том, что эффективный размер популяции рапануйцев был небольшим. Чтобы оценить, как изменялся эффективный размер их популяции в течение ста предшествующих поколений, ученые проанализировали геномы с помощью программы HapNe-LD. По оценкам исследователей, минимального размера он достиг примерно за 28 поколений (около 800 лет) до рождения изученных рапануйцев. По времени это совпадает с периодом расселения полинезийцев по островам, когда небольшие группы людей прибывали на новые земли, после чего на их генофонде сказывался так называемый эффект основателя.
По данным ученых, после снижения эффективного размера популяции до минимального уровня, в дальнейшем в течение столетий (до 1800-х годов) численность успешно размножавшегося населения острова Пасхи постепенно росла, хотя и оставалась достаточно невысокой. Причем никаких признаков демографического коллапса, который, возможно, произошел в 1600-х годах, исследователи не обнаружили.
Кроме того, исследователи проанализировали происхождение жителей острова Пасхи. Около 90 процентов их предков генетически близки к предкам остальных полинезийцев. При этом у всех несовременных рапануйцев присутствовало около десяти процентов (6–11,4 процента) примеси со стороны коренных американцев. У современных рапануйцев этот вклад составил около восьми процентов (6,4–10,3 процента), причем у них также присутствовала примесь со стороны европейцев, которая отсутствовала в геномах несовременных жителей острова Пасхи из выборки исследователей. По оценкам ученых, рапануйцы смешивались с коренными американцами задолго до прибытия европейцев на остров Пасхи и Колумба в Америку — примерно за 15–17 поколений до рождения людей из выборки, то есть около 1336–1402 годов нашей эры (вероятность — 68,3 процента) или 1246–1425 годов нашей эры (вероятность — 95,4 процента).
Жители острова Пасхи — одни из немногих людей на нашей планете, кто независимо изобрел письменность, получившую название кохау ронгоронго. До сих пор ученые полностью не расшифровали эти надписи, однако пару лет назад российский исследователь на шаг приблизил нас к пониманию этой письменности. Подробнее об этом читайте в материале «Голос пляшущих человечков».
Они выяснили, что, скорее всего, останки из этого памятника принадлежали одному человеку, а не двум
Палеогенетики проанализировали ДНК, которую выделили из древних останков, найденных на итальянском палеолитическом памятнике Рипаро-Тальенте. Ученые пришли к выводу, что нижняя челюсть и кости посткраниального скелета принадлежали, скорее всего, одному взрослому мужчине, а не двум индивидам, как это предполагалось ранее. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Communications Biology, возраст останков составляет больше 16 тысяч лет.