Вирус заболоченных мест обнаружили у 17 китайцев

Это представитель ортонайровирусов

Китайские вирусологи описали вирус, который впервые выделили в 2019 году у пациента после укуса клеща в болотистом парке. Им оказался представитель рода ортонайровирусов (Orthonairovirus) из семейства Nairoviridae. Как сообщается в The New England Journal of Medicine, его назвали вирусом заболоченных мест, и его инфекцию зарегистрировали еще у 17 пациентов на северо-востоке Китая.

За последнее десятилетие появилось несколько новых вирусных клещевых инфекций человека: например, вирус тяжелой лихорадки с синдромом тромбоцитопении, вирус Хартленда или вирус Алонгшана. Часть новых вирусов принадлежит к роду Orthonairovirus семейства Nairoviridae, в который также входят возбудители конго-крымской геморрагической лихорадки, вирус Дугбе и вирус болезни овец Найроби. Помимо конго-крымской геморрагической лихорадки, другие инфекции переносятся относительно легко. Однако они имеют важное значение для общественного здравоохранения из-за широкого спектра их носителей и географического распространения.

Группа ученых под руководством Лю Вэй (Wei Liu) из Пекинского института микробиологии и эпидемиологии описали потенциально патогенный ортонайровирус, который впервые обнаружили в июне 2019 года у 61-летнего госпитализированного мужчины. Его беспокоила лихорадка, головная боль, недомогание, рвота и увеличение лимфатических узлов. Он вспомнил, что его кусали клещи во время недавней поездки в болотистый парк Якэши (Внутренняя Монголия), примерно за 5 дней до начала заболевания. Несмотря на антибиотикотерапию, его состояние постепенно ухудшалось из-за полиорганной дисфункции. Секвенирование образцов сыворотки крови показало инфекцию ранее неизвестным ортонайровирусом, который ученые назвали вирусом болотистых мест. Его наличие дополнительно подтвердили с помощью полимеразной цепной реакции.

После этого ученые провели полевое исследование клещей и других кровососущих насекомых на северо-востоке Китая, уделив особое внимание болотистому парку, где клещи покусали первого пациента. Также они наблюдали за пациентами с похожими симптомами в ближайших больницах. В нескольких клещах был обнаружен вирус болотистых мест, который обладает одноцепочечным трехкомпонентным РНК-геномом отрицательного смысла, кодирующим L-белок, предшественник гликопротеина и N-белок. Сегменты L, M и S показали типичные концевые обратные комплементарные последовательности, которые наблюдаются у ортонайровирусов. Сравнение нуклеотидных и аминокислотных последовательностей показало, что вирус заболоченных мест более тесно связан с ортонайровирусами Хазарии, чем с другими геногруппами ортонайровирусов, и имел наибольшее сходство последовательностей с вирусом тофла.

В общей сложности 682 пациента с лихорадкой прошли ПЦР-тест на вирус заболоченных мест, у 17 он оказался положительным, все они были географически распределены по северо-восточному Китаю. Средняя продолжительность от появления симптомов до обращения в больницу составила пять дней. При поступлении у 17 пациентов наблюдались неспецифические симптомы: лихорадка, головокружение, головная боль, недомогание, боль в мышцах и суставах, а также боль в спине. Желудочно-кишечные проявления (тошнота, рвота и диарея) наблюдались у 53 процентов пациентов.

Часто наблюдаемые отклонения от лабораторных показателей при поступлении включали снижение числа лимфоцитов, тромбоцитов, лейкоцитов и повышение уровня С-реактивного белка, фибриногена, d-димера, лактатдегидрогеназы и печеночных ферментов. У четырех пациентов в крови удалось обнаружить антитела, специфичные к вирусу заболоченных мест. Все пациенты выздоровели и были выписаны через 4–15 дней (в среднем через восемь) после госпитализации.

Поскольку ученые дополнительно подтвердили инфекционность вируса с помощью экспериментов на мышах, а также его цитопатическое действие на эндотелиальные клетки пупочной вены человека, вирус заболоченных мест можно считать новым патогенным ортонайровирусом. Дальнейшие исследования будут касаться эпидемиологии вируса, хотя уже в этой работе исследователи обнаружили РНК вируса у пяти видов клещей, овец, лошадей, свиней и забайкальского цокора (Myospalax psilurus).

Ранее мы рассказывали про другой вирус, обнаруженный в Китае. В 2022 году он заразил 35 человек.

Когнитивно-поведенческая терапия снизила риск суицида в психиатрическом стационаре