Однако не все собаки способны запоминать названия предметов
Венгерские этологи выяснили, что некоторые собаки способны не просто запоминать названия игрушек, но и хранить эти воспоминания довольно долго. В проведенном эксперименте четыре из пяти собак породы бордер-колли помнили более половины названий игрушек, которые им не показывали два года. Результаты опубликованы в журнале Biology Letters.
Собаки могут похвастаться хорошей памятью: обученные узнавать какой-то запах или изображение, они помнят его от нескольких месяцев до года. Также они могут запоминать слова, обозначающие действия (иначе не могли бы учиться командам). А вот со словами, которые обозначают предметы (игрушки или какие-то вещи в доме), все не так однозначно: ранние исследования показали, что такой способностью обладает лишь небольшая часть собак — так называемые одаренные знатоки слов (gifted word learner).
В 2020 году команда этологов во главе с Шейни Дрор (Shany Dror) из Будапештского университета пригласила шестерых людей с такими собаками (все — породы бордер-колли) принять участие в эксперименте. Участники получили по двенадцать игрушек и в течение недели использовали их в играх с собаками — подбрасывали, отнимали, просили принести из другой комнаты или найти среди других игрушек. Названия игрушек многократно повторяли во время тренировок. Спустя неделю исследователи проверяли, насколько хорошо собаки запомнили эти названия. Для этого новые игрушки клали на пол перед собакой вместе с восемью старыми (чтобы снизить вероятность случайного попадания), а хозяин из другой комнаты просил собаку приносить ему новые игрушки по очереди. Все шесть собак хорошо выучили названия, четыре собаки помнили названия даже спустя два месяца. Затем ученые попросили хозяев спрятать игрушки от собак на два года.
Спустя два года ученые вернулись к пяти хозяевам собак, чтобы выяснить, помнят ли их питомцы названия игрушек до сих пор. За день до тестирования хозяева достали спрятанные игрушки (трое из них сохранили все двенадцать штук, один — одиннадцать, и еще один — пять) и позволили собакам осматривать их в течение часа. За час до теста собакам снова выдали игрушки на полчаса. Это было сделано, чтобы животные не перевозбудились во время эксперимента.
Сам эксперимент выглядел так же, как и прежде: тестовые игрушки клали на пол вместе с домашними игрушками собаки, и хозяин питомца по очереди просил принести их. Четверо из пяти животных вспомнили больше половины названий тестовых игрушек. Так, одна собака вспомнила и принесла хозяину девять игрушек из двенадцати. Другая вспомнила восемь игрушек из двенадцати, третья — семь, а еще одна — три из пяти. Одну собаку память подвела: она вспомнила только четыре игрушки из двенадцати. Поскольку игрушки запрашивали дважды, а собаки не всегда выбирали правильную игрушку оба раза, общая доля правильных попыток составила от 41 до 60 процентов, а средняя производительность — 44 процента.
Таким образом, собаки сохраняли в памяти названия объектов, не взаимодействуя ни с самими объектами, ни с их названиями в течение двух лет. И хотя память собак не была абсолютной, ученые предположили, что животные могли бы показать лучшие результаты, если бы исходное обучение длилось дольше. Это подтверждалось и тем, что наилучшие результаты показала собака, с которой хозяин во время обучения занимался по несколько часов в день.
У людей высокая производительность в запоминании слов коррелирует с высокой производительностью в других видах памяти. Как отметили Дрор и ее коллеги, собаки, способные запоминать слова, — уникальная возможность выяснить, будут ли подобные корреляции наблюдаться у нечеловеческих видов.
Недавно мы писали о другом исследовании с участием Шейни Дрор: тогда ученые выяснили, что собаки реагируют на несоответствие между предметом и словом.
Бисмаркского личинкоеда-свистуна с острова Муссау не встречали с 1979 года
Орнитологи-любители переоткрыли бисмаркского личинкоеда-свистуна — редкую птицу, которая живет только на острове Муссау к северо-востоку от Новой Гвинеи. Ранее представителей этого вида не встречали на протяжении 45 лет. Некоторые специалисты даже опасались, что неуловимая птица давно исчезла. Как отмечается в пресс-релизе природоохранной организации Re:wild, несмотря на то, что бисмаркский личинкоед-свистун не вымер, его будущему может угрожать вырубка лесов на острове Муссау.