Всплывающий датчик указал на охоту белой акулы на беременную сельдевую акулу

Судьбу помеченной сельдевой акулы восстановили на основе данных о глубине и температуре

Ихтиологи впервые описали потенциальный пример удачной охоты белой акулы на беременную самку атлантической сельдевой акулы. Вероятное нападение одной хищницы на другую произошло в окрестностях Бермудских островов. Как отмечается в статье для журнала Frontiers in Marine Science, исследователи не наблюдали за охотой белой акулы лично — а судьбу сельдевой акулы реконструировали на основе информации о температуре и глубине, собранной всплывающим датчиком.

Зоологи часто используют для изучения крупных морских обитателей, например, акул, тунцов или морских черепах, всплывающие спутниковые датчики (pop-off satellite archival tag). Они прикрепляются к поверхности тела животного и фиксируют сведения о температуре воды вокруг него, глубине, концентрации кислорода и других параметрах. Некоторое время спустя датчик отрывается, поднимается на поверхность воды за счет поплавка и начинает подавать сигнал на спутник, позволяя ученым отыскать его и извлечь собранную им информацию. При этом повторно отлавливать помеченное животное, чтобы снять с него устройство отслеживания, не требуется.

Команда ихтиологов под руководством Брук Андерсон (Brooke N. Anderson) из Университета штата Аризона описала необычное открытие, которое было сделано с помощью всплывающих датчиков. В октябре 2020 и 2022 годов исследователи проводили работы у берегов американского штата Массачусетс. Они отлавливали и помечали всплывающими датчиками и GPS-передатчиками атлантических сельдевых акул (Lamna nasus) — крупных хищных рыб, которые обитают в умеренных водах Северной Атлантики и Южного полушария и дорастают в среднем до 2,5 метра в длину.

28 октября 2020 года Андерсон и ее коллеги пометили беременную самку сельдевой акулы длиной 2,23 метра. А 158 дней спустя, 3 апреля 2021 года, всплывающий спутниковый датчик этой особи подал сигнал из района к юго-западу от Бермудских островов. Это место расположено в 1120 километрах от того, где акулу снабдили отслеживающими устройствами. Судя по всему, датчик оторвался от тела рыбы, всплыл и дрейфовал по поверхности моря около трех с половиной дней, прежде чем связался со спутником.

Вернув всплывающий датчик, исследователи смогли реконструировать перемещение помеченной самки. Оказалось, что с момента поимки до позднего декабря 2020 года она держалась у побережья Массачусетса, время от времени погружаясь на глубину около 100 метров. Затем акула покинула континентальный шельф. До конца марта 2021 года самка проводила ночи на глубине 100-200 метров, а в светлое время суток опускалась на 600-800 метров ниже уровня моря. В этот период температура воды вокруг нее колебалась в диапазоне от 6,4 до 23,52 градуса Цельсия.

Двадцать четвертого марта 2021 года датчик неожиданно зафиксировал резкое увеличение окружающей температуры вокруг акулы, показатель переместился в диапазон от 16,4 до 24,72 градуса Цельсия. Помеченная особь при этом находилась на глубине 150-600 метров, где должно быть значительно прохладнее. Средняя температура окружающей среды вокруг акулы в течение недели до этого события составляла 17,4 градуса Цельсия, а затем выросла до 22,2 градуса Цельсия. По мнению авторов, странные показания устройства объясняются тем, что кто-то напал на самку, убил ее и съел. Датчик при этом был проглочен хищником и оказался в его желудочно-кишечном тракте, где заметно теплее, чем в море. Затем устройство покинуло организм вместе с пометом и всплыло на поверхность.

Андерсон с соавторами попытались идентифицировать убийцу беременной сельдевой акулы, основываясь на температуре в его желудочно-кишечном тракте. В результате исследователи пришли к выводу, что самку съела крупная акула. Для сравнения, если бы датчик был проглочен морским млекопитающим, например, косаткой (Orcinus orca), он зафиксировал бы намного более высокие температуры. Весной в окрестностях Бермудских островов встречаются два вида акул, которые достаточно велики, чтобы съесть двухметровую сельдевую акулу: мако (Isurus oxyrinchus) и белая акула (Carcharodon carcharias). Однако мако в Северной Атлантике в основном держатся у поверхности, совершая короткие погружения менее чем на 400 метров ниже уровня моря, что не соответствует показаниям датчика. Напротив, самки белых акул из этого региона проводят большую часть времени на глубине 400-600 метров. Таким образом, именно белая акула выглядит наиболее вероятным виновником гибели беременной сельдевой акулы.

По словам Андерсон и ее коллег, им впервые удалось получить свидетельство охоты белой акулы на атлантическую сельдевую акулу. Более того, это первый известный пример гибели атлантической сельдевой акулы по вине хищника (еще один похожий случай был отмечен в том же месте около года спустя). Если подобное происходит регулярно, это может быть серьезной проблемой для популяции данного вида, который страдает от человеческой деятельности и отличается медленными темпами размножения. Впрочем, не все коллеги согласны с выводами исследователей. Например, ихтиолог Крис Лоу (Chris Lowe) из Университета штата Калифорния считает, что данных недостаточно, чтобы однозначно идентифицировать убийцу беременной самки.

Ранее мы рассказывали о том, как зоологи зафиксировали почти полную регенерацию поврежденного спинного плавника у самца шелковой акулы (Carcharhinus falciformis). Вероятно, рану нанес рыболов-любитель, вырезавший у рыбы установленный учеными передатчик вместе с обширным куском тканей. На восстановление у акулы ушло около года.

Ярких летучих мышей из Азии начали истреблять ради изготовления украшений