Инженеры создали упрощенного гуманоидного робота для испытаний
Инженеры из Калифорнийского университета в Беркли разработали небольшого гуманоидного робота Berkeley Humanoid, который должен стать недорогой и надежной исследовательской платформой для тестирования алгоритмов управления человекоподобными роботами. Это легкий среднеразмерный робот высотой 85 сантиметров и массой 16 килограмм стоимостью около 10 тысяч долларов США. Препринт статьи с описанием конструкции доступен на arXiv.org.
В последние годы наблюдается всплеск интереса к разработке человекоподобных роботов, в связи с чем инженерам и исследователям в этой области требуется удобная и недорогая платформа для быстрого тестирования алгоритмов управления. Большие роботы-гуманоиды, сопоставимые по размерам со взрослым человеком, не всегда подходят для этих целей. Они дорогие, громоздкие и тяжелые, поэтому для работы с ними требуется несколько человек, а их мощные приводы могут привести к серьезным травмам и поломкам в случае ошибки. Поэтому для исследований в области локомоции и управления человекоподобными роботами используются более компактные и дешевые модели. Меньшие размеры и вес существенно упрощают работу и делают эксперименты безопаснее.
Одну из таких компактных гуманоидных платформ разработали инженеры из Калифорнийского университета в Беркли под руководством Кушиля Срината (Koushil Sreenath). Созданный ими Berkeley Humanoid — это небольшой робот с корпусом из алюминия, высотой 85 сантиметров и массой 16 килограмм. Робот состоит из торса и двух ног с шестью степенями свободы. В торсе робота находится компьютер, плата управления питанием, недорогой IMU-сенсор уровня мобильного телефона и два легко заменяемых аккумулятора в защищенном отсеке. Каждая нога имеет шесть актуаторов собственной разработки, которые непосредственно выступают в качестве суставов.
Все актуаторы подключены к бортовому компьютеру по протоколу EtherCAT, который обеспечивает высокую пропускную способность и минимальную задержку. Для внешних датчиков, таких, например, как камера глубины и лидар, предусмотрены порты USB и Ethernet. Почти все компоненты разработаны и изготовлены разработчиками самостоятельно, а итоговая цена робота составила около 10 тысяч долларов США.
Конструкция Berkeley Humanoid направлена на уменьшение разрыва между моделированием поведения робота в симуляции и реальном мире. Все актуаторы робота — квазипрямые, то есть имеют трансмиссию с небольшим передаточным числом. Это упрощает моделирование их динамики. Для управления роботом используется минималистичный контроллер на основе обучения с подкреплением. Он использует только текущие показания встроенных сенсоров без учета истории состояний, что позволяет сократить время обучения в симуляторе.
В экспериментах Berkeley Humanoid показал устойчивую походку в различных направлениях и с разной скоростью. Робот может ходить по траве, кирпичам, гравию и асфальту, преодолевать препятствия, включая небольшие ступеньки, и восстанавливать равновесие после сильных толчков. В одном из испытаний, например, робот смог подняться по крутому и узкому неасфальтированному склону, покрытому камнями, что непросто даже для человека. Кроме ходьбы Berkeley Humanoid может также выполнять прыжки на одной и двух ногах.
В будущем инженеры планируют дооснастить робота руками с четырьмя степенями свободы и улучшить характеристики актуаторов так, чтобы робот смог выполнять более динамичные задачи, такие как сальто назад.
В линейке роботов китайской робототехнической компании Limx Dynamics тоже есть небольшой робот, предназначенный для тестирования управляющих алгоритмов. Выглядит робот P1 как небольшая платформа с двумя ногами, суставы которых развернуты назад. Недавно компания показала испытания робота в условиях сильно пересеченной ландшафта.
Компания тренирует флот роботов выполнять задачи для BMW
Робототехническая компания Figure показала свой прогресс в разработке человекоподобных роботов второго поколения. За три месяца с момента первой презентации они стали выполнять задачи в четыре раза быстрее, а точность и безошибочность их действий возросла в семь раз. Сейчас компания тренирует целый флот моделей F.02, обучая их выполнять конкретные задачи для автопроизводителя BMW. Роботы занимаются сортировкой и установкой автодеталей: задействуя обе руки, они захватывают листы металла и устанавливают их в пазы с точностью менее сантиметра. По словам основателя компании Бретта Эдкока (Brett Adcock), эта задача оказалась исключительно сложной. Потребовалась переработка системы управления роботов, включая разработку новых нейронных сетей, способных масштабироваться на весь парк роботов, и алгоритмов точного захвата и позиционирования объектов. В текущей версии роботы F.02 уже могут выполнять до 1000 установок в день в полностью автономном режиме, но это не предел и скорость может быть значительно увеличена в будущем.