Пауки заставили светляков издавать световые сигналы самок и приманили на них еще самцов

Вероятно, пауки манипулируют поведением добычи с помощью яда

Зоологи обнаружили, что пауки-крестовики Araneus ventricosus освоили необычный способ охоты на светляков Abscondita terminalis. Эти хищники заматывают оказавшихся в их ловчей сети светляков-самцов в паутину и наносят им неоднократные укусы, из-за чего те начинают производить одиночные биолюминесцентные вспышки, похожие на световые сигналы самок. Тем самым пойманные особи помогают заманить в паучьи сети других самцов своего вида. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Current Biology.

Некоторые пауки научились заманивать жертв в ловчие сети с помощью необычных трюков. Например, аргиопы (Argiope) и представители ряда других родов размещают в центре паутины хорошо заметную структуру из утолщенных нитей — стабилимент. Предполагается, что она делает ловчую сеть более привлекательной для насекомых, поскольку напоминает просвет среди растительности или отражает ультрафиолетовое излучение (впрочем, скорее всего, это не единственная ее функция). Другие пауки помещают в ловчие сети кусочки гниющей органики или просто оставляют в ней остатки съеденной добычи. Мухи и другие насекомые слетаются на такую приманку и запутываются в паутине.

Команда зоологов, которую возглавил Дайцинь Ли (Daiqin Li) из Хубэйского университета, описала еще один способ, помогающий паукам заманивать добычу в ловчие сети. В центре внимания исследователей оказались крестовики Araneus ventricosus из семейства кругопрядов (Araneidae) и их частые жертвы — жуки-светляки Abscondita terminalis. Представители обоих полов A. terminalis обладают биолюминесцентными органами на брюшке. У самцов таких органов пара: с их помощью они производят серии вспышек, призванные заинтересовать потенциальных партнерш. А малоподвижные самки, у которых биолюминесцентный орган всего один, сообщают мужским особям о своем местонахождении с помощью одиночных световых сигналов.

Дайцинь Ли и его коллеги неоднократно находили в ловчих сетях A. ventricosus пойманных мужских особей A. terminalis — но ни в одной из них не было самок. Основываясь на полевых наблюдениях, исследователи предположили, что крестовики используют попавшихся в их сети самцов светляков чтобы заманить в ловушку их сородичей. Для этого пауки каким-то образом заставляют пойманных самцов производить одиночные вспышки, напоминающие световые сигналы самок, и тем самым привлекать в паутину других самцов.

Чтобы проверить идею, исследователи провели полевой эксперимент. В естественной среде обитания A. ventricosus они выбрали 161 ловчую сеть этого вида и случайным образом разделили их на четыре группы. В сети из первой группы авторы поместили светляков-самцов, оставив пауков на месте. Во вторую группу вошли сети, куда поместили мужских особей A. terminalis, но убрали пауков. В третьей группе в сети поместили светляков с закрашенными биолюминесцентными органами; пауки при этом оставались на месте. Наконец, в сети из четвертой группы поместили светляков с закрашенными светящимися органами и убрали пауков.

Через некоторое время ученые подсчитали количество мужских особей A. terminalis, попавшихся в паутину A. ventricosus при разных условиях. Оказалось, что чаще всего светляки-самцы попадаются в ловчие сети, где присутствует паук и где биолюминесцентные органы у пойманных ранее особей не закрашены. В трех других группах эти насекомые оказывались в паутине достоверно реже. Авторы также обнаружили, что в ловчих сетях, где присутствовали пауки, пойманные самцы светляков использовали только один биолюминесцентный орган. А вместо характерных для мужских особей серий вспышек они производили одиночные сигналы — подобно самкам, привлекающим партнеров. Дополнительный анализ подтвердил, что световые сигналы самцов A. terminalis из сетей, в которых присутствуют пауки, отличаются от типичных сигналов свободно летающих самцов (и их сородичей, оказавшихся в сетях без пауков) и больше напоминают сигналы самок.

Таким образом, попавшие в паучьи сети самцы A. terminalis действительно начинают производить характерные для самок одиночные вспышки и тем самым заманивают в ловушку других самцов. Поскольку существует явная корреляция между присутствием паука в ловчей сети и поведением оказавшихся в ней светляков, скорее всего, крестовики каким-то образом воздействуют на жертв, заставляя их менять характер производимых сигналов. Дайцинь Ли и его коллеги предполагают, что крестовики замечают биолюминесценцию пойманных A. terminalis и подвергают их специфической обработке, неоднократно кусая их и заматывая в паутину. Вероятно, из-за воздействия паучьего яда или самих укусов светляки-самцы начинают светиться как самки. При этом, как выяснилось в ходе дополнительных экспериментов, самцов с закрашенными биолюминесцентными органами пауки так не обрабатывают, вероятно, принимая их за каких-то других насекомых.

В прошлом году зоологи описали необычный способ охоты пауков Gelanor siquirres на других пауков. Оказалось, что эти хищники прикрепляют к растениям или земле неклейкие паутинные нити. Пауки других видов пытаются использовать эти нити в качестве каркаса для строительства собственных ловчих сетей. Тем самым они привлекают внимание G. siquirres, которые быстро спускаются из убежища и съедают жертв.

Гренландские киты оказались хаотическими осцилляторами