Жители Милана употребили листья коки еще в XVII веке

Их останки нашли в крипте одной из городских церквей

Итальянские ученые изучили останки людей, которых в XVII веке похоронили в одной из миланских церквей. В тканях головного мозга двух человек исследователи обнаружили молекулы, которые указали на то, что они употребляли листья коки. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science.

В середине XV века по воле итальянского кондотьера Франческо Сфорцы в Милане основали госпиталь Оспедале Маджоре, который задумывался как больница для малоимущих людей. В 1624 году на территории госпиталя построили церковь, крипта которой с 1637 года использовалась для захоронения людей, умерших в больнице. По оценкам современных исследователей, в этой крипте находятся около 2,9 миллиона костей, которые принадлежали примерно десяти тысячам людей различного возраста.

Гая Джордано (Gaia Giordano) из Миланского университета совместно с итальянскими коллегами представила результаты исследований останков людей, похороненных в церкви при госпитале Оспедале Маджоре. Для токсикологических анализов ученые отобрали черепа с мумифицированным головным мозгом, которые принадлежали восьми людям, умершим в XVII веке. Девятый образец также представлял собой мумифицированный головной мозг, однако его нашли без черепной коробки.

Антропологи определили, что останки принадлежали трем мужчинам и трем женщинам. Установить половую принадлежность еще двух людей, включая ребенка примерно 11–12 лет, ученые не сумели. В двух случаях исследователи также выявили на этих костях признаки заболевания и травмы. Так, на черепе молодой женщины они заметили повреждение теменной кости, которое, по-видимому, непосредственно не связано со смертью, а на черепе взрослого мужчины, прожившего около 30–45 лет, так называемую костоеду сухую (caries sicca) — проявление третичного сифилиса.

Токсикологические анализы показали, что в тканях мужчины с сифилисом и в мумифицированном головном мозге, найденном без черепной коробки, присутствовали кокаин, бензоилэкгонин и гидрин. По словам ученых, это говорит о том, что оба человека употребляли при жизни листья коки, которые отсутствовали в фармакопеи госпиталя. До эпохи Великих географических открытий кокаиновый курс произрастал только в Южной Америке. В XVI веке о свойствах этого растения узнали испанцы, однако ранее предполагалось, что после этого на протяжении нескольких столетий (до XIX века) листья коки или изготовленные из них вещества не поставлялись в Европу по крайней мере в заметных количествах. Тем самым обнаруженные случаи представляют собой старейшие примеры употребления кокаиновых листьев в Старом Свете.

Ранее на N + 1 уже рассказывали, что умершие в больнице Оспедале Маджоре люди употребляли психоактивные вещества. Так, ученые обнаружили каннабиноиды в бедренных костях двух человек, которые жили в XVII веке.

В древнем горшке из Китая нашли остатки пищи эпохи неолита