Британцы железного века пострадали от эпидемического возвратного тифа

ДНК возбудителя этой болезни сохранилась в их костях

Генетики исследовали останки четырех человек, которые жили в Британии около 2300–600 лет назад. Они обнаружили, что все эти люди пострадали от эпидемического возвратного тифа, возбудителем которого выступает спирохета Обермейера. Препринт этой работы выложен на сайте bioRxiv.org.

Эпидемический (вшивый) возвратный тиф представляет собой острое инфекционное заболевание, которое протекает в виде приступов лихорадки. Возбудителем этой болезни выступают бактерии спирохеты Обермейера (Borrelia recurrentis), переносчиками которых служат платяные, головные и лобковые вши. Сегодня это заболевание в основном распространено в регионах с низкой санитарной культурой, однако еще относительно недавно с ним часто сталкивались и жители Европы.

Предполагается, что, возможно, эпидемический возвратный тиф впервые упомянул в своем тексте Гиппократ, который писал о лихорадке, бушевавшей на острове Тасос. Недавние исследования подтвердили, что европейцы действительно сталкивались с этой инфекцией с древних времен. Так, в 2018 году генетики выделили ДНК спирохеты Обермейера из останков человека, который в XV веке жил в норвежском Осло. А в минувшем году ученые представили результаты скрининга ДНК, секвенированной из останков 1313 людей, живших в последние 37 тысяч лет. Оказалось, что среди них присутствовал как минимум 31 человек, пострадавший от эпидемического возвратного тифа. Самые ранние случаи этой инфекции исследователи зафиксировали у скандинавов, живших около 4800–4400 лет назад.

Ученые из Великобритании и Новой Зеландии во главе с Понтусом Скоглундом (Pontus Skoglund) из Института Фрэнсиса Крика сообщили о результатах исследования древних и средневековых останков, найденных в Англии. Из останков четырех человек ученые выделили ДНК возбудителя эпидемического возвратного тифа. Двое из них жили в железном веке — около 300–100 годов до нашей эры и около 162 года до нашей эры — 10 года нашей эры. Еще один человек умер в позднем Средневековье — примерно в 1290–1390 годах нашей эры. Датировка останков четвертого человека оказалась весьма неопределенной — около I–XIV веков нашей эры.

Исследователи отметили, что они прочитали геномы бактерий со средней глубиной покрытия от 0,8 до 29,4 раза. Такое качество позволило проанализировать эволюционную историю этого патогена. В частности, ученые рассчитали, когда существовал общий предок возбудителя эпидемического возвратного тифа (B. recurrentis) и возбудителя эндемического возвратного тифа (B. duttoni), переносчиками которого выступают клещи. По оценкам исследователей, линии этих паразитов разошлись примерно восемь тысяч лет назад, причем за это время геном спирохеты Обермейера успел уменьшиться примерно на 20 процентов. Так, уже в прочитанных бактериальных геномах железного века ученые зафиксировали частичную утрату трех плазмид.

Недавно другой исследовательский коллектив выяснил, что скандинавы еще в эпоху неолита достаточно часто сталкивались с чумной палочкой. Так, ДНК этого патогена присутствовала в останках 18 из 108 проанализированных человек.

В Олдувайском ущелье обнаружили зубы парантропов Бойса