Это самый массовый случай размножения вида в природе в XXI веке
Популяция сиамских крокодилов из национального парка Кардамон в Камбодже пополнилась 60 детенышами. Юные рептилии вылупились в конце июня из яиц, отложенных в пять гнезд. Как отмечается в пресс-релизе природоохранной организации Fauna and Flora International, это самый массовый случай размножения диких сиамских крокодилов в XXI веке — а также значительный успех для вида, численность которого в природе составляет всего около 1000 особей.
Некоторые виды крокодилов оказались на грани полного исчезновения из-за разрушения среды обитания, охоты и конкуренции с людьми. Например, ареал сиамских крокодилов (Crocodylus siamensis), которые когда-то были широко распространены в пресных водоемах Юго-Восточной Азии и Малайского архипелага, сократился на 99 процентов. В 1990 годах зоологи даже считали, что этот вид исчез в природе и сохранился только в зоопарках и на фермах, где многие особи являются гибридами с гребнистыми крокодилами (C. porosus).
Однако в 2000 году специалистам из природоохранной организации Fauna and Flora International удалось обнаружить дикую популяцию сиамских крокодилов в горах Кравань (Кардамоновых горах) на западе Камбоджи. Позднее их присутствие было выявлено еще примерно на 30 участках в этой стране. Кроме того, зоологи нашли небольшие популяции этих рептилий в Лаосе, Вьетнаме, Таиланде и Индонезии. Предполагается, что сейчас в природе осталось всего около 1000 сиамских крокодилов, 300 из которых живут на территории Камбоджи. Международный союз охраны природы относит этот вид к находящимся на грани полного исчезновения (Critically Endangered, CR).
Чтобы не допустить вымирания диких сиамских крокодилов, сотрудники Fauna and Flora International на протяжении 20 с лишним лет поддерживают популяцию этого вида в камбоджийском национальном парке Кардамон, который охватывает южную часть гор Кравань. При поддержке местных сообществ и правительства страны они отслеживают численность редких рептилий, ищут и охраняют места их размножения и устраивают рейды против браконьеров. Кроме того, специалисты разводят сиамских крокодилов в неволе и выпускают их в естественную среду обитания. С 2012 года в пресные водоемы гор Кравань были реинтродуцированы 196 особей.
Усилия защитников природы постепенно начинают давать плоды. Об этом свидетельствует находка, сделанная в мае 2024 года. Жители гор Кравань, которые сотрудничают с Fauna and Flora International, сообщили, что обнаружили три гнезда сиамских крокодилов на участке национального парка Кардамон, где никогда не выпускали выращенных в неволе представителей вида. Вероятно, рептилии обитали здесь еще до начала реинтродукции, а природоохранные меры позволили им выжить и начать восстанавливать численность. Позднее еще два гнезда были зарегистрированы в других частях парка. Все кладки были взяты под охрану.
В общей сложности специалисты насчитали в пяти гнездах 106 яиц, из которых 66 оказались оплодотворенными. А в период с 27 по 30 июня из 60 яиц вылупились крокодилята. По словам зоологов, это самый массовый случай размножения сиамских крокодилов в природе в XXI веке. Он свидетельствует, что природоохранные меры работают и у вида есть надежда на будущее, по крайней мере, в горах Кравань.
Кубинские крокодилы (Crocodylus rhombifer) также находятся на грани полного исчезновения, в основном из-за разрушения среды обитания и охоты. А недавно зоологи обнаружили, что на детенышей этого вида в центре разведения в болоте Сапата охотятся домашние кошки (Felis catus). Пока специалисты не предприняли мер, жертвами кошек успели стать 145 крокодилят.
Похожий на нематоду <i>Uncus dzaugisi</i> жил в Южной Австралии около 555 миллионов лет назад
Палеонтологи описали древнейшего представителя линяющих беспозвоночных — клады, объединяющий членистоногих, круглых червей и ряд более мелких групп. Им оказался червеобразный организм Uncus dzaugisi, который жил на территории Южной Австралии в конце эдиакарского периода, около 555 миллионов лет назад. Как отмечается в статье для журнала Current Biology, это первый представитель линяющих, известный из докембрия. Его открытие устранило противоречие между данными молекулярных часов, согласно которым линяющие беспозвоночные появились еще в эдиакарском периоде, с палеонтологическое летописью, в которой они до сих пор были известны только из начале кембрия.