Каракатиц заставили сформировать ложные воспоминания

Для этого их поместили сначала в одно, а затем в похожее условие, чтобы исказить память о первом

Поскольку каракатицы обладают эпизодической памятью, исследователи из Франции решили выяснить, можно ли вызвать у этих животных ложные воспоминания о недавних событиях. Для этого каракатиц последовательно поместили в две различные, но похожие друг на друга ситуации, чтобы сбить их с толку, а затем предложили вспомнить первую. И в одном из экспериментов животные на самом деле повели себя так, будто помнили то, чего не было. Как отметили авторы в статье в iScience, способность каракатиц формировать ложные воспоминания позволяет предположить, что в извлечении воспоминаний у головоногих моллюсков задействованы механизмы, похожие на человеческие.

Люди способны формировать ложные воспоминания, поскольку отдельные элементы того или иного события кодируются отдельно, а в момент извлечения воспоминания вновь собираются вместе — то есть происходит реконструкция. В процессе такой реконструкции элементы других связанных или схожих событий могут встраиваться в воспоминание об исходном событии — и человек вспоминает то, чего не было. У грызунов и голубей ученым уже удавалось сформировать ложные воспоминания или по крайней мере исказить память о событии, предъявив после него новую информацию. Однако на сегодняшний день таких работ не много, и неизвестно, происходят ли процессы реконструкции в памяти животных.

Чтобы разобраться в этом, исследователи из Университета Кан-Нормандия под руководством Кристель Жозе-Алвес (Christelle Jozet-Alves) провели эксперимент с пятнадцатью молодыми лекарственными каракатицами (Sepia officinalis) — беспозвоночными, которые обладают эпизодической памятью. С целью сформировать у каракатиц ложные воспоминания, ученые сначала помещали в индивидуальные аквариумы по три прозрачных вертикальных трубки с разными рисунками на внутренней стенке. Внутри одной трубки была креветка (предпочтительное лакомство испытуемых), в другой — краб (менее предпочтительная еда), а третья была пустой. Каракатицы видели содержимое трубок, но не могли к ним приблизиться — от трубок их отделяла решетка. Затем следовало второе событие, которое должно было или ввести каракатиц в заблуждение, или не повлиять на запоминание первого.

Чтобы сбить животных с толку, на втором этапе в аквариум помещали две трубки, повернутые к каракатицам уже непрозрачной стороной, — ту, в которой раньше была креветка, и ту, что была пустой. Это было сделано затем, чтобы каракатицы стали ложно ассоциировать пустую трубку с трубкой, содержащей креветку. Содержимого трубок в этот раз не было видно, но рисунки на трубках были видны (они остались прежними). В одном из случаев каракатицы дополнительно чувствовали запах креветок. Также было контрольное условие: тогда вместо двух трубок каракатице предлагалась лишь та, в которой прежде была креветка, также повернутая непрозрачной стороной. Предъявление трубки также сопровождалось запахом креветки. На этом этапе подплыть к трубкам тоже было нельзя. Затем трубки и решетку убирали, меняли воду в аквариумах, чтобы очистить от запаха (если он был), и спустя час начинали третий этап — теперь каракатицы должны были выбирать между двумя трубками, повернутыми непрозрачной стороной, — той, что в самый первый раз была пустой, и той, в которой был краб.

Ученые ожидали, что животные, с памятью которых все в порядке, будут помнить, какая трубка была пустой, и не выберут ее. В то же время предполагалось, что после второго этапа, нацеленного на создание ложных воспоминаний, каракатицы будут ошибаться и выбирать исходно пустую трубку чаще, ассоциируя ее с наличием креветки. И в самом деле, когда у каракатиц не пытались вызвать ложные воспоминания, в конце эксперимента большинство из них (12 из 15 особей) выбрали трубку, в которой изначально был краб, а не ту, что была пустой. Но когда ученые на втором этапе предъявляли животным две трубки (без дополнительных запахов), их память нарушалась, и на этапе выбора только половина испытуемых (7 из 14) предпочитала трубку с крабом, тогда как другая половина делала выбор в пользу пустой трубки. Интересно, что когда во второй раз ученые показывали каракатицам две трубки вместе с запахом креветки, ложные воспоминания сформировать не получилось: большинство испытуемых (10 из 14) в конце выбрали верную трубку (с крабом).

Таким образом, когда каракатицам предъявляли визуальную информацию, вводящую в заблуждение, половина из них ошибались на этапе финального выбора и выбирали пустую трубку вместо трубки с крабом. В том случае, когда им не предъявляли вводящей в заблуждение информации или предоставляли как визуальные, так и обонятельные «ошибочные» подсказки, каракатицы чаще делали правильный выбор, то есть их память не нарушалась.

Последний результат не согласуется с результатами, полученными у людей: изменение сенсорных модальностей при повторном предъявлении вводящего в заблуждение события обычно производит более сильный эффект дезинформации и с большей вероятность вызывает формирование ложных воспоминаний. Авторы предложили объяснение этому различию. Во-первых, событие второго этапа, когда две трубки предъявляли вместе с запахом, сильнее отличалось от первоначального события (где запахов не было совсем) — и это могло помешать каракатицам сформировать ложные воспоминания, а не наоборот. Также запах во время второго этапа мог, напротив, заставить животных сосредоточиться на трубке с креветкой, и часть из них могли как бы не заметить вторую, пустую трубку.

Поскольку каракатицы хорошо запоминали местоположение краба, даже когда повторно видели трубку с креветкой (условие, не вводящее в заблуждение), авторы пришли к выводу, что информация, представленная на втором этапе, не просто заставляла животных забыть первый этап, а именно накладывалась на память о нем. Таким образом, ученые заключили, что каракатицы на самом деле способны формировать ложные воспоминания, и предположили, что их память, как и память людей, может подвергаться реконструкции во время извлечения воспоминаний (хотя наверняка исключить другие объяснения результатов пока нельзя).

Ранее психологи выяснили, что ложные воспоминания у людей могут формироваться под влиянием имеющихся знаний о мире. Так, участники эксперимента, которым показывали латинские буквы и их зеркальные отражения, хуже запоминали отражения, предполагая на их месте существующие в алфавите символы.

Марафон желаний