Рацион древних ближневосточных горняков оказался сбалансированным и разнообразным

На это указал анализ находок из Израиля

Израильские ученые исследовали рацион древних горняков, которые в I–V веках нашей эры добывали медную руду в Южном Леванте. Они обнаружили, что диета этих людей была сбалансированной и включала разнообразные растительные продукты, мясо верблюдов и мелких рогатых животных, различную морскую рыбу и, возможно, моллюсков, которые поставлялись из соседних районов. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Arid Environments, вероятно, в этот период разработкой рудников занимались набатеи, которые получали продукты питания в обмен на медь.

В южной части Леванта находятся три крупных горно-металлургических центра, разработка которых началась еще в древности. Археологические исследования показали, что люди занимались здесь добычей медной руды еще в эпоху позднего халколита — примерно в середине V — IV тысячелетии до нашей эры. В частности, древние рудники и лагеря горняков ученые обнаружили в Вади-эль-Араба — небольшой по площади территории с очень засушливым и жарким климатом, расположенной на землях современных Израиля и Иордании.

Михал Давид (Michal David) из Университета имени Бар-Илана совместно с коллегами представил результаты исследования остатков пищи из Вади-эль-Араба, обнаруженных на двух рудниках, а также в небольшой пещере, которую использовали древние горняки. Эти находки, судя по радиоуглеродным датировкам, относятся к I–V векам нашей эры, когда изученные объекты сначала находились под контролем Набатейского царства, а затем — Римской империи и Византии.

Ученые собрали на этих памятниках 503 остатка разнообразных культурных и диких растений. Ботаники определили, что среди них присутствовали ячмень, плоды граната, персики, грецкие орехи, сливы, миндаль, оливки, финики, репчатый лук, чеснок, а также семена кипариса. Помимо растительной пищи, рацион древних горняков включал мясо, рыбу и, возможно, моллюсков. В общей сложности исследователи обнаружили 232 остатка млекопитающих. Среди них оказались кости одногорбых верблюдов и мелких рогатых животных, как минимум часть из которых представляла собой домашних коз.

Весьма разнообразной была и морская рыба, которую, по-видимому, доставляли в вяленом, копченом или соленом виде. Так, ученые идентифицировали кости и чешую представителей восьми семейств: рыб-попугаев, каменных окуней, ставридовых, летриновых, рыб-ангелов, каталуфовых, спаровых и скумбриевых, размер которых приблизительно составлял от 20 до 70 сантиметров. По мнению исследователей, наиболее вероятно, что всю эту рыбу вылавливали в заливе Акаба, который находится на северо-западе Красного моря — примерно в 12 километрах к югу от памятников. Кроме того, в одном из рудников археологи обнаружили три раковины морских моллюсков — больших тридакн, которые, по-видимому, использовались в качестве масляных ламп. Однако, вполне возможно, что первоначально моллюски попали сюда в качестве морепродуктов.

Исследователи отметили, что рацион древних горняков из Вади-эль-Араба был весьма сбалансированным и включал, в том числе привозимые издалека продукты. Такая разнообразная диета указывает — на рудниках вряд ли трудились рабы или люди с низким социальным статусом. По мнению ученых, вероятно, в рассматриваемый период добычей медной руды занимались населявшие этот регион набатеи, которые затем обменивали металл на продукты питания на рынках, располагавшихся вдоль торговых путей.

Ранее мы рассказывали о питании еще более древнего добытчика соли, который в раннем железном веке трудился на территории современной Австрии. Изучив его фекалии, ученые пришли к выводу, что рацион человека включал пиво и сыр с плесенью.

У пиренейского кроманьонца выявили инвагинацию зуба