Вероятно, тягу к пище антропогенного происхождения эти птицы приобретают уже взрослыми
Орнитологи выяснили, что пристрастие серебристых чаек к рыбе и мидиям является врожденным качеством и сохраняется даже у тех особей, которых выкармливали пищей антропогенного происхождения. Как отмечается в статье для журнала PeerJ, вероятно, морепродукты лучше всего подходят для птенцов, поскольку содержат много белка и микроэлементов, необходимых для их развития. А уже став взрослыми, чайки переходят на кормление человеческой пищей и отбросами.
Чайки часто селятся по соседству с человеком. Например, во многих городах на побережье Западной и Северной Европы обитают серебристые чайки (Larus argentatus), которые кормятся отбросами или украденной у людей пищей и выводят птенцов прямо на крышах зданий. По мнению специалистов, этим пернатым удалось адаптироваться к новой среде обитания благодаря высокому интеллекту и гибкому поведению. Они способны синхронизировать время кормления с человеческой деятельностью и ориентируются на предпочтения людей при выборе пищи.
Команда орнитологов под руководством Эммы Инзани (Emma Inzani) из Эксетерского университета решила выяснить, как у серебристых чаек формируется тяга к пище антропогенного происхождения. Поскольку в естественной среде обитания представители вида выкармливают потомство в основном богатыми белком морскими беспозвоночными и рыбой, исследователи предположили, что у молодых особей есть врожденная склонность отдавать предпочтение этому виду пищи. Однако по мере взросления чайки начинают включать в рацион человеческую еду и отходы, вероятно, основываясь на личном опыте и на том, чем их кормили родители.
Чтобы разобраться в этом вопросе, Инзани и ее коллеги провели эксперимент с участием 27 птенцов серебристых чаек из реабилитационного центра в графстве Корнуолл. Средний возраст подопытных особей на момент начала исследования составил 10 дней. Тринадцати птенцам ученые давали в основном кошачий корм и хлеб, а четырнадцати — нарезанную рыбу и мясо мидий. При этом в первой группе на 80 процентов пищи антропогенного происхождения в рационе приходилось 20 процентов морепродуктов, а во второй соотношение было обратным. В возрасте 25 дней птенцов перевели на диету, в которой доли двух этих типов корма были равными.
Пищевые предпочтения юных чаек оценивали через 24-72 часа и пять, десять, пятнадцать и тридцать пять дней после того, как они прибыли в реабилитационный центр. Исследователи предлагали подопытным особям кошачий корм, хлеб, рыбу и мидий в четырех мисках и фиксировали их выбор и количество съеденного. Во время первого теста птенцы не демонстрировали каких-либо предпочтений (вероятно, потому что на этом этапе они недостаточно хорошо видят). Однако в ходе последующих испытаний первым их выбором чаще всего была рыба, а вторым — рыба или мидии. В то же время хлебом чайки почти не интересовались ни в первую, ни во вторую очередь. Исследователи также заметили, что большинство особей съедали всю предложенную им рыбу и в значительном количестве потребляли мидий и кошачий корм, но на хлеб обращали внимание очень редко и лишь когда еды в других мисках уже не оставалось. При этом предпочтения птенцов не зависели от того, какой пищей их ранее кормили ученые.
Результаты исследования демонстрируют, что птенцы серебристых чаек охотнее всего поедают рыбу и мидии, даже если получают в основном пищу антропогенного происхождения. Таким образом, предпочтения этих пернатых в еде являются врожденными. По мнению Инзвани и ее соавторов, это может объясняться тем, что в морепродуктах много белка и микроэлементов (например, кальция), которые необходимы для развития молодых особей. Эксперимент частично подтверждает идею: птенцы, получавшие больше рыбы и мидий, перед выпуском были крупнее и тяжелее, чем их сородичи, которых кормили кошачьим кормом и хлебом (впрочем, последние, возможно, хуже росли просто потому, что по достижении 25-дневного возраста начали отказываться от пищи антропогенного происхождения; при этом их размеры все еще оставались в пределах нормы). Исследователи подчеркивают, что во время выкармливания потомства серебристые чайки чаще обычного охотятся на рыбу и морских беспозвоночных. Возможно, строгие предпочтения птенцов заставляют родителей еще активнее добывать именно такую пищу.
Что касается тяги к человеческой еде и отходам, то ее серебристые чайки приобретают уже взрослыми и независимо от рациона, который они получали в детстве. Возможно, она возникает, когда птицы сталкиваются с тем, что охота на рыб и морских беспозвоночных дает низкую отдачу из-за сокращения их популяций по вине человека. Не исключено, что в действительности чайкам не слишком нравится пища антропогенного происхождения, но они вынуждены поедать ее, чтобы извлечь максимальную выгоду из неблагоприятной экологической ситуации.
А чтобы больше узнать о городских чайках, пройдите наш тест «Орем чаечкой». В нем нужно послушать голоса чаек и угадать, в каком российском городе можно встретить каждую из них.
И образцы ряда других млекопитающих
Генетики проанализировали ДНК, извлеченную из волос, которые застряли в зубах львов-людоедов из Цаво. С помощью этого метода ученые выяснили, какие виды становились жертвами этих хищников, убитых в конце XIX века. Помимо человека, львы съели жирафов, водяного козла, бейзы, антилопу гну, а также зебру. Статью об этом исследовании опубликовали в журнале Current Biology.