Снижение достигало почти 40 процентов
Австралийские ученые представили доклад на ежегодном съезде Европейского общества репродукции человека и эмбриологии, который показывает, что увеличение концентрации твердых частиц в воздухе (PM 10 и PM 2,5) перед забором яйцеклеток связано со снижением шансов на рождение живого ребенка при последующем переносе замороженных эмбрионов независимо от условий, в которых они были перенесены. Эмбриологи ретроспективно проанализировали 3657 операций по переносу замороженных эмбрионов в одном австралийском центре за период с января 2013 по декабрь 2021 года. Кроме того, ученые получили данные о концентрациях загрязняющих веществ в воздухе — диоксида серы, угарного газа, озона, диоксида азота и твердых частиц — PM 10 и PM 2,5. Уровни загрязняющих веществ находились в пределах установленных безопасных пределов более чем 99 процентов дней за исследуемый период.
Увеличение воздействия PM 10 за две недели до забора яйцеклеток было связано со снижением шансов на рождение живых детей (p = 0,009); шансы на рождение живых детей снизились на 38 процентов, когда концентрация PM 10 была в самом высоком квартиле по сравнению с самым низким (p = 0,010). Увеличение воздействия PM 2,5 в течение трех месяцев, предшествовавших забору яйцеклеток, также было связано со снижением шансов на живорождение (р = 0,011). При этом ученые не обнаружили существенных линейных связей между живорождением и другими загрязнителями.
Эксперимент проводили на здоровых добровольцах
Роберт Вагнер (Robert Wagner) из Тюбингенского университета с коллегами из Германии, Дании и США провел клинические испытания и выяснил, что каррагинан — распространенная желирующая пищевая добавка (E407) — может нарушать чувствительность тканей к инсулину и повышать проницаемость кишечника у людей с избыточной массой тела. В рандомизированных двойных слепых перекрестных испытаниях приняли участие 20 здоровых мужчин (возраст 27,4 ± 4,3 года; индекс массы тела 24,5 ± 2,5 килограмма на метр в квадрате). Все они в течение двух недель принимали 250 миллиграмм каррагинана или плацебо утром и вечером, в другие две недели — наоборот. В течение этих периодов у них регулярно брали анализы на метаболические и воспалительные биомаркеры, а также оценивали проницаемость кишечника, состав кишечной микробиоты и уровень воспаления в мозге по данным МРТ. Статья опубликована в BMC Medicine.