Исследование проводили в Калифорнии
Американские ученые провели обсервационное исследование и пришли к выводу, что высокая температура воздуха во время беременности связана с повышенным риском острого лимфобластного лейкоза у детей. Публикация об этом появилась в журнале The Lancet Planetary Health. Турмуд Рогне (Tormod Rogne) из Йельской школы здравоохранения с коллегами проанализировал данные калифорнийских актов о рождении и регистра онкозаболеваний с 1 января 1982 по 31 декабря 2015 года. В анализ вошли 6258 случаев острого лимфобластного лейкоза (ОЛЛ) у детей в возрасте до 14 лет и 307597 их здоровых ровесников в качестве контрольной группы. Температуру воздуха во время беременности оценивали понедельно с мая по сентябрь с разрешением в квадратный километр. Статистический анализ проводили методом байесовской мета-регрессии.
Выяснилось, что между температурой воздуха и риском ОЛЛ прослеживается корреляция, которая наиболее выражена на восьмой неделе беременности. В этот период отношение шансов (OR) с поправкой на сопутствующие факторы при повышении средненедельной температуры на каждые пять градусов Цельсия составило 1,07 (95-процентный доверительный интервал 1,04–1,11). По сравнению со средненедельной температурой 10 градусов Цельсия OR ОЛЛ при 20 градусах составило 1,8 (95-процентный доверительный интервал 1,1–2,94), при 30 — 1,9 (95-процентный доверительный интервал 1,16–3,14), а при 40 — 2,3 (95-процентный доверительный интервал 1,16–4,57). По данным авторов работы, подобная статистическая связь температуры воздуха во время беременности и риска онкозаболеваний у детей показана впервые.
Что о зеркальных нейронах говорят их поломки
Холодный свет газоразрядных ламп освещает человека в смешной шапочке, усеянной электродами. Он неподвижно и внимательно следит за видео на экране компьютера: чья-то рука совершает простое действие, один палец касается другого и возвращается на место, снова касается и возвращается, снова, еще раз. В момент, когда человек наблюдает за движением, электроды шапочки регистрируют, что активность моторной коры увеличивается: словно бы мозг неподвижно «проигрывает» такое же движение рукой. В то же время снижается другая электрическая активность мозга, мю-ритм.