И горячий юпитер у стареющей солнцеподобной звезды
Астрономы обнаружили два новых экзогиганта у солнцеподобных звезд. Ими стали немного распухший горячий юпитер у старой солнцеподобной звезды и аномально пухлый горячий сатурн у более молодой солнцеподобной звезды. Статья опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.
Горячие сатурны представляют собой популяцию газовых гигантов с массами от 0,2 до 0,4 массы Юпитера, орбитальными периодами менее десяти дней и объемными плотностями менее одного грамма на кубический сантиметр. Благодаря большим размерам их удобно искать, а для планетологов они интересны по нескольким причинам. Во-первых, они могут помочь разобраться в природе горячих юпитеров, чьи радиусы больше 0,6 радиуса Юпитера, а орбитальные периоды меньше шести дней. Во-вторых, горячие сатурны позволяют лучше разобраться в механизме формирования планет за счет безудержной аккреции газа из протопланетного диска на твердое ядро. В-третьих, не наблюдается горячих сатурнов с плотностью менее одной десятой грамма на кубический сантиметр, что может говорить о том, что слишком распухшие тела такого рода переживают неуправляемую потерю массы из атмосферы.
Группа астрономов во главе с Франсуа Буши (François Bouchy) из Женевской обсерватории сообщила, что обнаружила новые горячий сатурн и горячий юпитер. Первоначально транзитным методом их нашла наземная система роботизированных телескопов NGTS (The Next-Generation Transit Survey). Затем за системами наблюдал космический телескоп TESS и ряд наземных телескопов, в том числе спектрографы CORALIE, FEROS и HARPS, благодаря которым удалось подтвердить открытия и оценить массы экзопланет методом радиальных скоростей.
Возраст NGTS-26 составляет 11,5 миллиарда лет. Звезда готовится стать красным гигантом, сходя с главной последовательности. Светило относится к типу G6, обладает массой 0,96 массы Солнца, светимостью 1,2 солнечной и находится на удалении в 3,6 тысячи световых лет от Солнца. Вокруг нее обращается экзопланета с массой 0,59–0,07 массы Юпитера при радиусе в 1,4 радиуса Юпитера. Ее орбитальный период составляет 3,37 дня.
NGTS-27 моложе (7,9 миллиарда лет), классифицируется как тип G3 и обладает массой 1,07 массы Солнца. Вокруг нее с периодом 4,52 дня вращается экзогигант с массой 0,29 массы Юпитера и радиусом 1,33 радиуса Юпитера.
Обе экзопланеты подвергаются мощнейшему облучению со стороны своих звезд с максимальным значением 2,28×106 ватт на квадратный метр, что более чем в тысячу раз больше уровня излучения, получаемого Землей от Солнца. Теоретические модели дают расчетные значения радиусов NGTS-26b и NGTS-27b в 1,05 и 1,19 радиуса Юпитера, соответственно, что меньше, чем наблюдается, причем NGTS-26b выступает одним из крупнейших объектов среди экзогигантов аналогичной массы. Равновесные температуры и высоты атмосфер NGTS-26b и NGTS-27b составляют 1331 и 1783 кельвинов и 1200 и 940 километров, соответственно. Предполагается, что на сильную раздутость экзогигантов может влиять повышенная металличность. Кроме того, нельзя также не учитывать большой возраст систем, а NGTS-26b может обладать относительно легким ядром. В случае NGTS-27b возможно наличие достаточно массивного ядра.
Ранее ученые впервые получили прямое доказательство протекания фотохимических реакций в атмосфере экзопланет благодаря горячему сатурну.
Однако пока не обнаружил статистически значимого точечного источника этого фона
Астрофизики из коллаборации MeerKAT подтвердили существование фона гравитационных волн во Вселенной. Для этого ученые использовали одноименный радиотелескоп, состоящий из 64 антенн. И хотя физики видят горячую точку на карте фона, полученной в ходе обработки данных, статистической значимости наблюдения пока не достаточно, чтобы достоверно заявить о наличии точечного источника фоновых гравитационных волн. Ученые представили результаты в серии работ [1, 2, 3], недавно опубликованных на сайте препринтов arXiv.org.