Накопление углерода в растительном покрове недооценили вдвое

При это длительность его хранения в растениях переоценена

Расчеты с использованием радиоуглеродного цикла показали, что растительный покров суши поглощает не менее 80 миллиардов тонн углерода в год с учетом затрат на дыхание. Это практически вдвое превосходит прежние оценки чистой первичной продуктивности от 43 до 76 миллиардов тонн углерода в год и говорит о том, что текущие климатические модели должны быть пересмотрены. Впрочем, в коррекции нуждается не только оценка накопленного углерода, но и время его хранения в растениях, которое оказалось более коротким, чем считалось ранее. Такие выводы содержит исследование, опубликованное в журнале Science.

Растительный покров суши поглощает до 30 процентов антропогенных выбросов парниковых газов, и на этой его функции завязаны многие планы людей по смягчению последствий изменения климата. Эффективность связывания углерода растениями удобно оценивать по чистой первичной продукции — количеству органического вещества, которое они образуют посредством фотосинтеза, за вычетом затрат на дыхание. Оценки глобальной чистой первичной продукции растений суши затруднены, потому что изменение климата, с одной стороны, способствует ее росту, а с другой стороны — снижению. На текущий момент оценки первичной продуктивности суши в климатических моделях разбросаны в значениях от 43 до 76 миллиардов тонн углерода в год.

Ученые под руководством Хезер Грэйвен (Heather Graven) из Имперского колледжа Лондона дали оценку чистой первичной продуктивности растительного покрова суши, опираясь на цикл 14C в наземной биосфере. Радиоуглерод ведет себя в окружающей среде так же, как и стабильный, но проще отслеживается, и поэтому используется как индикатор для любых углеродных потоков. Авторы сосредоточились на периоде с 1963 по 1967 год, когда в атмосферу уже поступил радиоуглерод от ядерных испытаний, а новые испытания практически не проводились. Сначала 14C попадал в атмосферу, а затем выпадал из нее на сушу и в мировой океан.

Используя данные глобальных компиляций, отчетов Health and Safety Laboratories (потери радиоуглерода стратосферой и переход в тропосферу), GEOSECS и WOCE (накопления радиоуглерода океаном), удалось рассчитать баланс 14C в его крупных резервуарах. Между 1963 и 1967 годами стратосфера потеряла 200 × 1026 атомов радиоуглерода, из которых 40 × 1026 атомов опустились в тропосферу, а 80 × 1026 атомов осели в океане. Исходя из этого, суша должна была получить (86 ± 18) × 1026 атомов радиоуглерода. Широко принятые лиматические модели (в том числе CESM2, которая включающая расчеты по 14C) оценивают это количество в 40 × 1026 атомов, то есть занижают его вдвое.

Пересчет чистой первичной продуктивности на 1965 год с учетом новых данных оценил ее значение в более чем 63 миллиарда тонн углерода в год. С учетом того, что ассимиляции углерода растительным покровом с тех пор выросла на 30 процентов, сейчас чистая первичная продукция должна составлять как минимум 80 миллиардов тонн в год, что практически вдвое превышает значения, которые выдают модели CMIP6. Текущие модели особенно сильно недооценивают накопление в древесной растительности и подземной фитомассе. Авторы отметили, что модели нужно откорректировать не только с учетом большего накопления углерода в растениях, но и с учетом его более краткосрочного хранения в них. Скорость оборотов углерода обещает быть выше, чем считалось ранее, что указывает на уязвимость растительного покрова как углеродного резервуара.

Нередко оценки накопления углерода в экосистемах приходится пересматривать в сторону понижения, а не повышения. Так, недавно ученые пришли к выводу, что потери почвенного углерода из-за выпаса скота раньше недооценивали втрое. Согласно результатам нового исследования, за последние 60 лет они составили порядка 50 миллиардов тонн.

Тропический циклон «Ильза» убил более 30 тысяч морских птиц на австралийском острове