«Джеймс Уэбб» рассмотрел самую далекую сверхновую типа Ia

Свет от нее шел до Земли 11,5 миллиарда лет

Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» подтвердил обнаружение рекордно далекой из известных вспышек сверхновых типа Ia, свет от нее шел до Земли 11,5 миллиарда лет. Она выделяется красным цветом и находится в маломассивной и низкометалличной галактике. Препринт доступен на arXiv.org.

Сверхновые типа Ia представляют собой результат термоядерного взрыва белого карлика, который, находясь в двойной системе, за счет аккреции вещества со звезды-компаньона набирает массу выше предела Чандрасекара. Альтернативный путь — слияние двух белых карликов. Подобные вспышки демонстрируют почти одинаковую пиковую светимость, меняется только форма кривой блеска, благодаря чему появляется возможность использовать их как «стандартные свечи» для определения расстояний до галактик, в которых происходят вспышки, а это, в свою очередь, важно для проверки предсказаний космологических моделей. До запуска «Джеймса Уэбба» поиски подобных сверхновых ограничивались красным смещением около двух.

Группа астрономов во главе с Джастином Пирелом (Justin R. Pierel) из Института исследований космоса с помощью космического телескопа сообщила об обнаружении самой далекой из известных вспышек сверхновых типа Ia. Первоначально кандидат был обнаружен на снимках камеры NIRCam «Джеймса Уэбба» в рамках обзора неба JADES (JWST Advanced Deep Extragalactic Survey), спектроскопическое подтверждение было сделано при помощи инструмента NIRSpec.

Красное смещение SN 2023adsy составляет 2,903, она вспыхнула в галактике JADES-GS+53.13485−27.82088 с малой звездной массой (108 масс Солнца) и металличностью (около 0,3 солнечной). Ее красный цвет может быть объяснен запыленностью галактики, однако, скорее всего, это свойство самой сверхновой, которая также выделяется своей яркостью среди более близких сверхновых, богатых ионизированным кальцием, и демонстрирует большую скорость выбросов, богатых кальцием.

Ученые также отмечают, что свойства SN 2023adsy вписываются в идею о том, что пиковая светимость сверхновых Ia не меняется существенно с увеличением красного смещения, а расстояние, измеренное по светимости, согласуется с предсказаниями модели Лямбда-CDM.

Ранее ученые нашли кандидата в редкую дважды детонирующую сверхновую типа Ia.

Большой бинокулярный телескоп получил самые детальные снимки Ио с Земли