В Патагонии нашли останки старейшей вьючной собаки в Южной Америке

Она жила приблизительно в XVII веке нашей эры

Леандро Цилио (Leandro Zilio) из Национального совета по научно-техническим исследованиям Аргентины совместно с соотечественниками сообщил о находке, сделанной в 2022 году на археологическом памятнике Уачен, который находится на берегу озера Колуэ-Уапи (Центральная Патагония). Тогда исследователи обнаружили выветрившиеся из почвы останки одной собаки, изучению которых они посвятили новую работу. На позвонках животного, умершего в возрасте всего двух—трех лет, они выявили несколько патологий, включая изменения остистых отростков многих позвонков, которые, вероятно, возникли из-за физических нагрузок. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports, по-видимому, скелет принадлежал собаке, которую местные охотники-собиратели примерно в XVII веке нашей эры использовали в качестве вьючного животного. Если выводы авторов новой работы верны, то это не только старейший пример использования собаки для переноски грузов в Патагонии, но и во всей Южной Америке.

Палеозоологи определили, что останки принадлежали особи, высота в холке которой достигала примерно 52 сантиметров, а масса тела — приблизительно 19 килограмм. Для того, чтобы определить, когда жила эта собака, ученые обратились к радиоуглеродному методу. Он показал, что животное умерло 300 ± 30 радиоуглеродных лет назад. По калибровочной кривой это соответствует интервалу между 1506 и 1796 годами нашей эры (медианное значение — 1634 год). По словам ученых, в зависимости от условий, вьючные собаки способны в течение нескольких дней переносить груз, масса которого составляет примерно треть от массы самого животного, или более тяжелую ношу, но в течение менее продолжительного времени. Тем самым собаки были первыми домашними животными в Патагонии, которые помогали местным охотникам-собирателям переносить вещи, добычу или сырье.

В Средиземном море нашли обломки торгового судна эпохи бронзы