Взлетный модуль китайской станции «Чанъэ-6» достиг окололунной орбиты

Отбор проб лунного грунта завершен

Взлетный модуль китайской миссии «Чанъэ-6» с собранными пробами лунного грунта успешно стартовал с посадочного модуля на обратной стороне Луны и вышел на окололунную орбиту. В ближайшее время состоится стыковка взлетного и служебного модулей для передачи контейнера, сообщает Spacenews.com.

«Чанъэ-6» полетела в космос в начале мая этого года, а в начале июня высадилась в кратере Аполлон в ударном бассейне Южный полюс — Эйткен на обратной стороне Луны. Цель проекта — добыть пробы грунта с небольшой глубины при помощи ковша и бура, а затем доставить их на Землю. Это позволит проанализировать в лабораториях частицы древней лунной мантии и разобраться в геологической эволюции Луны, а также в различиях в составе пород на видимой и обратной сторонах Луны. Связь с Землей аппараты поддерживают при помощи спутника-ретранслятора «Цюэцяо-2».

Работы по добыче грунта и его упаковке в контейнер заняли двое суток, в это время также работали и научные приборы — шведский детектор отрицательных ионов NILS и французский детектор радона DORN. Посадочный модуль «Чанъэ-6» сделал снимки окружающей местности, а также высадил на Луну небольшой четырехколесный луноход, о наличии которого стало известно уже после запуска аппаратов в космос. Луноход оснащен камерой и инфракрасным спектрометром и уже успел сделать снимок посадочного модуля.

Ночью 4 июня 2024 года взлетный модуль «Чанъэ-6», на борту которого находится собранный реголит, успешно стартовал с посадочного модуля. Затем он вышел на временную окололунную орбиту параметрами 15 × 180 километров, которая затем была скорректирована до круговой орбиты с высотой 210 километров. В ближайшее время должна состояться автоматическая стыковка взлетного и служебного модулей, в ходе которой контейнер с пробами будет помещен в возвращаемую капсулу. Затем взлетный модуль отстыкуется, а служебный модуль 20-21 июня совершит маневр по уходу с окололунной орбиты и начнет перелет к Земле. Ожидается, что 25 июня капсула с грунтом приземлится во Внутренней Монголии.

Для Китая это не первая операция по доставке грунта с Луны — в 2020 году станция «Чанъэ-5» привезла на Землю реголит с видимой стороны Луны.

SpaceX перенесла четвертый полет Starship на шестое июня