«Джеймс Уэбб» заметил облака на суперюпитере у Беты Живописца

И не нашел дополнительных тел в системе

Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» получил прямые изображения молодого суперюпитера Беты Живописца b. Данные наблюдений говорят в пользу наличия у экзопланеты плотной облачной атмосферы и не находят в системе других тел, помимо уже известных двух планет. Препринт работы доступен на arXiv.org.

Звезда А-типа Бета Живописца известна в экзопланетологии тем, что была первым светилом, для которого было получено изображение околозвездного диска, и одним из первых, для которых было получено прямое изображение экзопланеты. Система содержит в себе два вложенных друг в друга обломочных диска, один из которых наклонен относительно второго, и два экзогиганта массой в несколько масс Юпитера. Возраст звезды составляет всего 18,5 миллиона лет, что в сочетании с расстоянием до Земли в 63 световых года делает систему одной из основных целей для изучения формирования и ранней эволюции газовых гигантов в масштабах, подобных Солнечной системе.

Группа астрономов во главе с Йенсом Каммерером (Jens Kammerer) из Европейской южной обсерватории опубликовала результаты прямых наблюдений за внутренней экзопланетой Бета Живописца b в ближнем инфракрасном диапазоне при помощи камеры NIRCam «Джеймса Уэбба» в режиме коронографии с высоким контрастом.

Бета Живописца b обладает эффективной температурой 1700 кельвин, радиусом 1,4–1,5⁢ радиуса Юпитера и массой 9 масс Юпитера. Данные наблюдений NIRCam согласуются с предыдущими выводами об эффективной температуре и радиусе экзопланеты, болометрическая светимость при этом меньше, чем прошлые результаты, ограничений на металличность и соотношение содержания C/O получить не удалось. Данные NIRCam также говорят в пользу несоответствия между массой экзопланеты, полученной на основе эволюционных моделей и связанной со светимостью, и динамической массой (11,9 массы Юпитера). Модель атмосферы, подходящая под данные наблюдений, содержит плотные пылевые облака.

Исследователи также исключили наличие дополнительных спутников звезды с массой больше одной массы Юпитера за пределами 40 астрономических единиц от звезды и тел с массой больше 0,05 массы Юпитера за пределами 80 астрономических единиц от звезды. Вблизи диска были идентифицированы пять дополнительных источников, но все они оказались фоновыми звездами или галактиками.

Посмотреть, как Бета Живописца b вращается вокруг своей звезды можно тут.

Астрономы проследили за пробуждением сверхмассивной черной дыры в далекой галактике