Возможно, одному из них пытались оказать хирургическую помощь
Палеопатологи исследовали два древнеегипетских черепа, хранящихся в Кембриджском университете, и обнаружили на них поражения, вызванные злокачественными опухолями. Причем на черепе взрослого мужчины, жившего в эпоху Древнего царства (около 2686-2345 годов до нашей эры), они заметили потенциальные свидетельства хирургического лечения метастаз или посмертного исследования этих вторичных опухолевых очагов. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Frontiers Medicine.
Древние египтяне обладали достаточно высоким уровнем медицинских знаний для своего времени, о чем говорят труды античных авторов, изображения в гробницах и на надгробных памятниках, а также десяток папирусов. Среди них наиболее известны и информативны два письменных памятника XVI века до нашей эры: большой медицинский папирус Эберса и папирус по хирургии Смита, которые, по всей видимости, представляют списки более древних трактатов. В этих текстах упоминаются многочисленные средства для лечения различных заболеваний, описания ранений, переломов и прочих травматических повреждений, а также способов их лечения.
Еще одним источником наших представлений о древнеегипетской медицине выступают человеческие останки, которые порой могут рассказать не только о перенесенных заболеваниях, но и о методах лечения. Так, Татьяна Тондини (Tatiana Tondini) из Тюбингенского и Кембриджского университетов совместно с коллегами из Испании исследовала два черепа, хранящихся в Великобритании. Первый череп (E270) принадлежал взрослой женщине старше 50 лет, которая жила во времена Позднего царства (около 664-343 годы до нашей эры). Второй череп (Е236) принадлежал взрослому мужчине примерно 30-35 лет, жившему примерно на две тысячи лет раньше — в эпоху Древнего царства (около 2686-2345 годов до нашей эры).
На останках обоих людей ученые выявили следы перенесенных заболеваний и травм. Так, по всей видимости, женщина пострадала от злокачественной опухоли, которая, в частности, поразила костный мозг, привела к разрушению кортикального слоя костей черепа и к агрессивной форме периостальной реакции. Кроме того, еще при жизни она получила две серьезные травмы. Одна из них представляла собой тяжелое и глубокое ранение в левую часть лобной кости, которое ей нанесли с предметом с острым лезвием. Свидетельства второго травматического повреждения — вдавленного перелома — ученые заметили на теменной кости. Возможно, женщина получила оба этих повреждения одновременно, но, несмотря на это, выжила. Это говорит о том, что, скорее всего, она получила медицинскую помощь и уход.
Исследование второго черепа показало, что мужчина также пострадал от злокачественной опухоли — рака носоглотки. Причем на этих останках палеопатологи зафиксировали множественные вторичные опухолевые очаги — метастазы. Примечательно, что в области затылка на двух вторичных очагах присутствовали свидетельства хирургического вмешательства, проведенного по свежей кости. Ученые предположили, что, возможно, это следствие операции, проведенной еще при жизни мужчины. Однако они не исключили, что это результат посмертного вмешательства, в ходе которого древний врач исследовал метастазы.
Ранее на N + 1 рассказывали, как в Тель-эль-Амарне раскопали погребение молодой женщины, которая жила во второй половине II тысячелетия до нашей эры — в эпоху Нового царства. В области ее таза археологи обнаружили кальцинированное образование, которое указало на то, что египтянка пострадала от тератомы яичника. Это древнейший выявленный случай такой патологии.