Спутники астероида Динкинеш образовались из-за его раскрутки

Астероид терял вещество в прошлом

Планетологи пришли к выводу, что контактная пара астероидов Селам, обращающаяся вокруг астероида Динкинеш, возникла из выброшенного с него вещества после раскрутки за счет YORP-эффекта. Существование подобной тройной системы говорит о том, что небольшие тела в Главном поясе астероидов могут иметь более сложные эволюционные пути, чем считалось ранее. Статья опубликована в журнале Nature.

Астероид (152830) Динкинеш обращается вокруг Солнца вблизи внутреннего края Главного пояса астероидов и относится к спектральному типу S. Он был добавлен в научную программу автоматической станции NASA «Люси» в последнюю очередь и выступал как пробное тело для испытаний автономной системы навигации аппарата при сближении и близком пролете, который состоялся в начале ноября прошлого года. Однако переданные на Землю снимки показали, что это не одиночный объект, а редкая тройная система, где вокруг основного астероида обращается контактная двойная система.

Группа планетологов во главе с Карли Хоуэтт (Carly Howett) из Юго-западного исследовательского института опубликовала результаты анализа снимков системы, полученных станцией.

Основным телом системы выступает астероид Динкинеш с эффективным диаметром 719 метров, а по форме он напоминает астероиды Рюгу или Бенну. Он обладает явным экваториальным хребтом, перпендикулярно которому идет крупная впадина. На расстоянии в 3,1 километра от Динкинеша находится Селам — контактная двойная система из астероидов диаметром 210 и 230 метров, которые обращаются вокруг него с периодом около 52,7 часа и находятся в приливном захвате. Плоскость орбиты Селама близка к плоскости орбиты Динкинеша вокруг Солнца. В предположении одинаковой объемной плотности в 2400 килограмм на кубический метр массы Динкинеша и Селама составляют 4,67 × 1011 и 0,28 × 1011 килограмм соответственно. Макропористость Динкинеша оценивается в 25 процентов.

Исследователи пришли к выводу, что хребет и впадина на Динкинеше, скорее всего, возникли в результате выброса вещества и его частичной повторной аккреции из-за раскрутки астероида вокруг своей оси за счет действия YORP-эффекта. Оба компонента Селама представляют собой «кучи щебня» и могли сформироваться из кольца из выброшенного с Динкинеша вещества тремя разными путями, при этом, взаимодействие Селама с Динкинешом могло замедлить вращение последнего.

Тот факт, что два компонента Селама почти одинакового диаметра, наводит на мысль, что механизм, породивший их, благоприятствует созданию тел определенного размера, что ранее не предсказывалось моделированием. Кроме того, механизм, который объединил два тела в единую систему, должен был действовать достаточно быстро для их сохранения. Возможно, что двудольные астероиды, такие как Итокава, могли ранее быть подобными двойными системами, а затем слились.

Подробнее про научную программу «Люси» можно прочесть в материале «Облетая Трою».

Астрономы отыскали семь кандидатов в частичные сферы Дайсона