Морпехов заставили 11 часов «сражаться» в древнегреческих доспехах из Дендры

Микенский доспех признали пригодным для полноценного боя

Группа ученых провела исследование, в ходе которого 13 греческих морских пехотинцев, снаряженных копиями микенского вооружения, приняли на себя роль древних элитных пеших воинов, участвовавших в Троянской войне. В ходе эксперимента исследователи выяснили, что известный доспех из Дендры пригоден для полноценного 11-часового боя. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE, ранее высказывались гипотезы, что такое защитное снаряжение могло быть церемониальным или, например, им пользовались лишь воины, которые отправлялись в бой на колесницах.

Еще в 1930-х годах недалеко от греческого селения Дендра археологи обнаружили микенский некрополь, рядом с которым находятся руины древнего города Мидея. Тогда исследователи нашли здесь купольную гробницу и другие погребения, в которых, помимо человеческих останков, лежали предметы вооружения и прочие вещи. Однако широкую известность этот памятник приобрел после того, как в 1960 году в одной из камерных гробниц, возведенных около 1450–1400 годов до нашей эры, ученые раскопали хорошо сохранившийся и состоящий из множества деталей бронзовый доспех, который соответствовал не только изображениям на глиняных табличках с линейным письмом Б, но и описаниям Гомера. Помимо этого в гробнице нашли и другие ценные артефакты, например, бронзовые нащечники и остатки шлема из кабаньих клыков, бронзовые сосуды и гребень с золотыми зубчиками, а также возможные остатки щита и прочие вещи.

Найденный доспех весит около 18 килограмм, причем в древности масса была еще больше из-за того, что на момент, когда его обнаружили, у него отсутствовали несколько элементов, а также из-за окисления бронзы. Исследователи выдвигали гипотезы, что, возможно, такой панцирь был слишком тяжел для пешего воина и предназначался только для бойцов, сражавшихся на колесницах, или же это защитное вооружение было церемониальным.

Чтобы проверить, могли ли элитные пешие воины пользоваться такими доспехами в ходе реальных и длительных сражений, Андреас Флурис (Andreas Flouris) из Университета Фессалии совместно с коллегами из Великобритании, Греции и Португалии провел большое исследование, состоящее из нескольких этапов. Для начала ученые решили собрать доступные сведения о деталях того, как проходили войны в позднем бронзовом веке: сколько сражения длились в течение дня, в котором часу они начались и заканчивались, какие типичные действия выполняли пешие воины и в каком объеме, сколько они потребляли воды и еды и так далее. За основу они взяли события Троянской войны, описанные Гомером в «Илиаде». Помимо этой древней поэмы, исследователи также проанализировали научную литературу, посвященную этой теме.

Собрав информацию, ученые отобрали 13 добровольцев из числа греческих морских пехотинцев. Это были 13 мужчин возрастом 29,2 ± 7,9 года, ростом 173 ± 5 сантиметров и весом 74,1 ± 6,8 килограмм. Предполагается, что по этим критериям они примерно соответствовали элитным пешим воинам, участвовавшим в Троянской войне. За день до эксперимента они прибыли в лабораторию, где прошли медицинское обследование, и начали жить по соответствующему для древнего воина режиму. В течение следующего дня их разбудили в 5:30 утра, после чего мужчины сдали дополнительные анализы, позавтракали и в 7:00 приступили к выполнению заданий.

В течение следующих 11 часов (столько, по данным ученых, длились боевые действия в течение одного дня) они выполняли соответствующие задания имитирующие бой времен позднего бронзового века в условиях близких к тем, что были во время Троянской войны. В это время добровольцы были снаряжены копиями микенского вооружения: латунным доспехом массой более 23 килограмм, шлемом из кабаньих клыков, мечом с медным клинком типа Di (аналогичный предмет также известен из гробниц Дендры), копьем с медным наконечником, составным луком и некоторыми другими вещами.

Все участники в ходе эксперимента справились с заданиями, после чего ученые вновь провели их медицинское исследование. Полученные результаты свидетельствовали в пользу того, что бронзовый доспех из Дендры вполне мог быть реальным защитным вооружением пешего воина, а не быть просто церемониальным снаряжением. Исследователи также провели компьютерное моделирование подобного боя, которое учитывало ряд факторов (температуру воздуха, влияние снаряжения на теплообмен тела человека с окружающей средой, количество затрачиваемой энергии во время интенсивных занятий и так далее). За исключением одной симуляции, во всех случаях воину удавалось оставаться в боеспособном состоянии на протяжении 11 часов. Лишь в одном случае, когда параметры моделирования включали очень низкую скорость ветра в сочетании с высокой температурой воздуха и крайне серьезной интенсивностью боя, воин не мог продолжать сражение после 7,5 часа боя.

Ранее мы рассказывали, как в Греции нашли одну из крупнейших микенских гробниц. Монументальное сооружение, не подвергавшееся разграблению, исследователи обнаружили в селении Просилион. Вероятно, в середине XIV века до нашей эры в ней похоронили знатного человека.

Тень отца Александра Великого