Обезьяны ритмично двигали рукой под музыку за вознаграждение
Исследователи из Мексики обнаружили у макак способность воспринимать музыкальный ритм и синхронизироваться с ним. Обезьянам включали музыку, предварительно научив их двигать рукой после сигнала, и вознаграждали, если ритм их движений совпадал с ритмом песни. Затем их стали вознаграждать за любые ритмичные движения рукой — не обязательно соответствующие ритму песни. Но и в этом случае макаки нередко синхронизировались с битом. Результаты опубликованы на портале препринтов bioRxiv.org.
Согласно гипотезе вокального обучения, способность воспринимать ритм (например, музыкальный) и синхронизировать с ним собственные звуки или движения особенно важна для животных со сложным вокальным поведением и обучаемостью — людей и певчих птиц. Люди, к примеру, не только могут отстукивать ногой ритм или танцевать под музыку, но и делают это с удовольствием. Впрочем, некоторые другие животные тоже чувствительны к ритму. Так, недавно исследователи обнаружили, что крысы могут качать головой под музыку, а тюлени по-разному реагируют на звуки разной длины и темпа. Таким образом, эволюционное происхождение аудиомоторной синхронизации остается неизвестным.
Вани Раджендран (Vani Rajendran) и ее коллеги из Института нейробиологии Национального автономного университета Мексики провели эксперименты с двумя взрослыми самцами макаков-резусов, которых ранее обучили синхронизировать движения руки с ритмами метронома. Необученные макаки обычно не успевают за метрономом, однако ранние исследования показали, что если обезьян вознаграждать за попадание в ритм, они со временем научаются это делать. В этом исследовании макак сажали за установку, в которой одна из рук была зафиксирована, а вторая могла двигаться. Перед животными был экран: когда макака клала зафиксированную руку на рычаг, на экране появлялся желтый квадрат и вместе с этим начинала играть музыка. Спустя некоторое время квадрат исчезал — это было сигналом для обезьян начать двигать или постукивать свободной рукой — так, чтобы ритм движений совпадал с ритмом песни. Если макаки все делали правильно, в награду они получали воду или сок (в дни испытаний им не давали пить до тестов, но после тестов давали дополнительную воду).
Всего исследователи включали обезьянам три трека: со скоростью 129, 82 и 68 ударов в минуту. Если испытуемый совершал хотя бы пять движений или постукиваний и интервалы между ними соответствовали интервалам между ударами в песне (допускались отклонения до 20 процентов от длины интервала), его вознаграждали. Оба самца смогли отстукивать нужный ритм во время всех трех треков. Даже когда желтый квадрат загорался не одновременно с началом песни (то есть сигнал начать двигать рукой был сдвинут), макаки продолжали синхронизироваться с ритмом. Это говорило о том, что они не просто научились ритмично двигать рукой после сигнала, а на самом деле подстраиваются под музыку.
Во втором эксперименте обезьянам включали зашифрованные версии тех же песен: треки разрезали на кусочки по 30 миллисекунд и склеивали их в случайном порядке. Зашифрованные треки имели те же доминирующие частоты, но ритм в них сбивался. Даже в такой ситуации макакам удалось приноровиться и совершать ритмичные движения рукой, синхронизированные, по всей видимости, с какой-то особенностью стимулов. Во время финального третьего эксперимента обезьянам включали другой отрывок из использованной ранее песни в трех разных темпах. Но теперь макак вознаграждали за любые ритмичные движения рукой — в бит было попадать не обязательно. Несмотря на это, оба испытуемых все равно чаще синхронизировались с ритмом песни.
Те же задачи исследователи предложили выполнить 18 людям. И люди, и макаки могли постукивать в такт предложенным песням, при этом и тем и другим было легче синхронизироваться с быстрой музыкой, чем с медленной. Но были и различия: обезьянам, в отличие от людей, требовалась долгая подготовка, и даже после нее задание все еще оставалось трудным. Как только макаки получали вознаграждение, они теряли интерес к испытанию. Это контрастирует с тем, что люди могут тратить на аудиомоторную синхронизацию часы, дни и годы — когда учатся играть на музыкальных инструментах или танцуют.
Исследователи заключили, что животные, способные в какой-то мере воспринимать музыкальные ритмы и синхронизироваться с ними, могут это делать, если им это выгодно. И по всей видимости, такими способностями обладают не только виды со сложной вокализацией. Но в то время как для людей и птиц аудиомоторная синхронизация может быть выгодна или полезна сама по себе, другие животные станут проявлять ее, только если это поведение вознаграждать.
Ранее ученые обнаружили, что песни белоруких гиббонов тоже ритмичны. А когда эти обезьяны поют дуэтом, они могут синхронизировать свои ритмы друг с другом.
Предыдущий рекорд составлял 1280 метров
Помеченная учеными самка кожистой черепахи по имени Уке Сасаколо поставила рекорд по глубине погружения для представителей своего вида. Отложив яйца на побережье Соломоновых островов, рептилия отправилась в сторону Новой Зеландии и во время путешествия четырежды погрузилась ниже отметки в 1200 метров, причем в одном случае на 1344 метра ниже уровня моря. Как сообщается в блоге природоохранной организации The Nature Conservancy, предыдущий рекорд для кожистых черепах составлял 1280 метров.