Археологи описали каменные артефакты из ритуального комплекса эпохи Дзёмон

На части орудий сохранились следы, возникшие в результате разделки туш животных

Археологи исследовали каменные артефакты из ритуального комплекса заключительного периода эпохи Дзёмон, который раскопали на многослойном памятнике Хаманака-2, расположенном на японском острове Ребун. Трасологический анализ находок, обнаруженных рядом с четырьмя черепами морских млекопитающих, показал, что как минимум восемь предметов использовались для разделки туш животных, которую исследователи считают символической деятельностью. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

Около XIV тысячелетия до нашей эры на островах Японского архипелага началась эпоха неолита — Дзёмон (с японского — «след веревки» или «веревочный узор»), которая продолжалась вплоть до второй половины I тысячелетия до нашей эры. В течение этого длительного времени жители Японских островов продолжали заниматься присваивающим хозяйством (охотой, рыболовством и собирательством), однако, в отличие от своих предшественников, они стали изготавливать керамическую посуду. Кроме того, уже на раннем этапе эпохи Дзёмон люди перешли сначала к полуоседлому образу жизни, а затем и к оседлому.

Александр Уланов (Aleksandr Ulanov) и Хирофуми Като (Hirofumi Kato) рассказали о результатах исследования материалов из многослойного памятника Хаманака-2, который находится на севере острова Ребун. В одном из слоев этого памятника археологи обнаружили необычный комплекс, относящийся к заключительному периоду эпохи Дзёмон (около 1050–350 годов до нашей эры). Он включал четыре черепа морских млекопитающих: трех японских морских львов (Zalophus japonicus) и одного сивуча (Eumetopias jubatus), а также 40 костей животных, 25 фрагментов керамической посуды и многочисленные каменные артефакты. Исследователи пришли к выводу, что это ритуальный комплекс, причем аналоги ему, относящиеся к тому же периоду, на севере Японского архипелага неизвестны.

В общей сложности археологи обнаружили здесь 893 каменных артефакта, 867 из которых представляли собой различные осколки, сколы и отходы производства. Кроме того, коллекция включала пять пластин, одну гальку, одну расколотую гальку, два скола с ретушью, два скола обработки бифаса, три отретушированных отщепа, пять бифасов и один унифас, один дисковидный нуклеус, два фрагмента острий, а также две отретушированных пластинки. Большая часть артефактов была сделана из местного сырья — сланца и агата. Однако 12 артефактов древние люди сделали халцедона (n = 7) и обсидиана (n = 5), источники которых находился за пределами острова Ребун. В частности, рентгенофлуоресцентный анализ показал, что обсидиан происходил из месторождений, расположенных в западной и центральной частях Хоккайдо.

Ученые обратились к трасологическому анализу, чтобы выяснить функциональное назначение орудий из памятника Хаманака-2. При этом они опирались не только на опубликованные результаты исследований следов износа, но и сами провели серию экспериментов, в ходе которых они изготовили шесть орудий из сланца и обсидиана, а затем резали ими по мышечным тканям, сухожилиям, хрящам, жиру и костям животных. Проделанная работа позволила выявить восемь артефактов из ритуального комплекса, которыми разделывались туши. Среди них оказались три бифаса из сланца и халцедона, один унифас, два лезвия из сланца и обсидиана, один сланцевый отщеп, одно большое лезвие с ретушью, а также один скол обработки бифаса.

По мнению исследователей, вероятно, разделка морских животных на стоянке Хаманака-2 была символической деятельностью. Об этом, в частности, говорят необычный контекст находок, тонкая обработка орудий, нетипичный размер и пропорции артефактов. Например, размер одного из обнаруженных здесь бифасов составлял 15 × 7,5 сантиметра. Кроме того, редкое и импортное сырье также может указывать на высокую ценность орудий, изготовленных из такого материала.

Недавно мы рассказывали о том, как ученые исследовали ДНК людей эпохи Дзёмон. Проанализировав 42 древних генома, палеобиологи пришли к выводу, что предки этих людей отделились от остальных восточных азиатов между 27 и 19 тысячами лет назад.

На юге Италии нашли остатки линии Красса