Астрономы отыскали семь кандидатов в частичные сферы Дайсона

Они связаны с красными карликами

Астрономы подвели итоги поисков частичных сфер Дайсона у пяти миллионов звезд Млечного Пути. Они обнаружили семь интересных кандидатов, связанных с красными карликами, которые нуждаются в дополнительной проверке. Статья опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Идея сферы Дайсона была предложена в начале 1960-х физиком Фрименом Дайсоном и заключалась в том, что высокоразвитые внеземные цивилизации способны создавать гигантские коконы вокруг своих звезд, которые позволяют максимально эффективно собирать и использовать излучаемую звездой энергию. По шкале Кардашева такое сооружение способна создать цивилизация второго типа, в то время как человечество не достигло даже уровня цивилизации первого типа. Обнаружить такие объекты можно путем отслеживания тусклых в оптическом диапазоне источников излучения, которые одновременно порождают избыток инфракрасного излучения, не объясняемый естественными процессами, однако до сих пор ни одна из программ поисков не привела к открытию убедительных кандидатов в сферы Дайсона.

Группа астрономов во главе с Матиасом Суасо (Matías Suazo) из Уппсальского университета опубликовала результаты поиска кандидатов в сферы Дайсона в рамках проекта «Гефест». Ранее исследователи получили верхние пределы на число таких объектов (менее одного на сто тысяч источников), теперь же они представили результаты поисков частично завершенных сфер Дайсона в выборке из примерно пяти миллионов источников в фотометрических данных каталогов Gaia DR3, 2MASS и AllWISE, содержащих данные наблюдений в оптическом и инфракрасном диапазонах.

В ходе анализа выборки исследователи удаляли из нее загрязненные источники (молодые звезды, затемненные пылью, или звезды, которые как-то связаны с пылевыми туманностями), и источники, чье излучение объяснимо естественными процессами. Также астрономы искали объекты, чьи спектральные распределения энергии были бы совместимы с моделями звезд, обладающих частично завершенными сферами Дайсона.

В итоге осталось семь интересных источников, связанных с красными карликами. Все они демонстрируют избыточное излучение в среднем инфракрасном диапазоне, которое плохо объясняется астрофизическими процессами, однако подходит под модели сфер Дайсона с температурой от 100 до 700 кельвин и коэффициентом покрытия звезды от 0,1 до 0,9. Пока что ученые с большой осторожностью говорят о возможности объяснить свойства этих источников при помощи астроинженерных сооружений и намерены проверить эту связь при помощи будущих спектроскопических наблюдений, так как в этих системах могут быть молодые околозвездные диски.

О том, как ученые пытались объяснить поведение одной загадочной звезды Млечного Пути, и причем тут сфера Дайсона, мы рассказывали в материале «Детективная история звезды Табби».

Магнитное поле газовой нити выровняло джеты протозвезд