Собак из скандинавского погребения в лодке приписали к элитной породе

Они выделялись крупными размерами

Палеозоологи исследовали останки пяти собак, которых нашли на шведском острове Эланд во время раскопок погребения в лодке, относящегося к VIII веку нашей эры. Ученые отметили очень крупные для своего времени размеры питомцев, а также то, что они родились по меньшей мере в трех различных регионах. По-видимому, люди ценили этих собак элитной породы и хорошо ухаживали за ними. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports, вместе с останками животных археологи также нашли остатки составных металлических поводков или цепей, которые встречаются в элитарных погребениях.

В 1938 году на севере шведского острова Эланд начали раскопки поврежденной курганной насыпи диаметром около 15 метров, камни из которой ранее использовали при строительстве пирса. Археологи выяснили, что под насыпью находился разграбленный элитарный погребальный комплекс, относящийся к вендельскому периоду и получивший название Наберрёр. Они обнаружили остатки погребальной лодки размером 10 × 3 метра, в которой покоились останки как минимум 10–12 человек. Вместе с ними исследователи нашли фрагменты одного или двух мечей, щита, стеклянные бусы и прочие вещи, указывающие на высокий статус покойных, у одного из которых они выявили на черепе предсмертную травму, нанесенную острым предметом. Кроме того, в погребении лежали останки нескольких животных: лошадей, собак, овец или коз, свиней и птиц.

Ола Магнелль (Ola Magnell) из Исторического музея в Лунде совместно со своими шведскими коллегами исследовал останки собак из памятника Наберрёр. В общей сложности ученые идентифицировали 700 костей и их фрагментов, принадлежавших как минимум пяти различным особям, одна из которых наверняка была кобелем, на что указал сохранившийся бакулюм. Однако размер животных навел на мысль, что в действительности самцов среди них было больше.

Палеозоологи определили, в каком возрасте умерли эти собаки. Самой старой особи было всего около двух–четырех лет, двум другим — полтора–два года, а еще двум — около 8–10 и 8–12 месяцев. Ученые обратили внимание на очень большие размеры питомцев из Наберрёра, которые были нетипичны для собак железного века из Швеции. По их оценкам, высота в холке этих животных составляла от 65 до 74 сантиметров, при этом они не были похожи на современных борзых и имели крупное тело. По расчетам исследователей, три взрослые особи весили от 38 до 52 килограмм, а две молодые — от 29 до 43 килограмм.

Ученые отметили, что в целом собаки были здоровыми. Однако у одной из них они заметили повреждение верхнего клыка, а у другой — патологические наросты на большеберцовой кости, которые, вероятно, были следствием травмы, вызвавшей воспаление и хромоту. По мнению исследователей, процесс восстановления этой особи мог быть долгим, но, несмотря на это, видимо, собаку выходили. Это может говорить о том, что питомец высоко ценился своими хозяевами.

Изотопный состав азота и углерода указал на рацион собак из Наберрёра. По данным ученых, в основном они употребляли в пищу продукты наземного происхождения — вероятно, мясо. Лишь в рационе одной особи, по-видимому, также была пища морского происхождения. Кроме того, анализ изотопов стронция позволил определить, что исследованные собаки родились в разных регионах. Так, одна из особей, по-видимому, родилась на острове Эланд, где и нашли ее останки, а еще две — в разных районах материковой части Швеции. Ученые предположили, что собакам из Наберрёра, возможно, не давали свободно спариваться, чтобы не портить элитную породу. Но при этом, чтобы избежать инбридинга при разведении, люди привозили собак, рожденных от разных сук.

Исследователи также отметили, что вместе с костями собак в лодочном погребении также нашли остатки трех составных поводков или цепей, сделанных из железа. Самые ранние свидетельства того, что скандинавы пользовались такими изделиями, относятся к концу железного века и эпохе викингов и происходят в основном из элитарных лодочных погребений.

Ранее на N + 1 рассказывали о том, как шведский палеозоолог исследовал останки трех собак из лодочных погребений эпохи викингов, которые в 1970-е годы раскопали в Старой Уппсале. Как минимум две из трех собак, по мнению ученого, были похожи на современных борзых.

Люди добрались до юга Пиренейского полуострова около 1,3 миллиона лет назад