Примерно две трети детей алтайских андроновцев не дожили до 15 лет

На это указал анализ скелетных материалов из четырех могильников II тысячелетия до нашей эры

Барнаульские исследователи оценили уровень детской смертности у населения андроновской археологической культуры, проживавшего во II тысячелетии до нашей эры в лесостепной и степной частях Алтая. Проанализировав материалы из четырех древних могильников, они пришли к выводу, что около двух третей родившихся детей не доживали до 15-летнего возраста. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Теория и практика археологических исследований, причины столь высокой смертности пока остаются неизвестны.

В первой половине II тысячелетия до нашей эры, то есть в эпоху бронзы, на обширном пространстве от Южного Урала до Енисея распространилась андроновская (федоровская) археологическая культура. Хозяйство этих людей в первую очередь основывалось на животноводстве — они разводили крупный и мелкий рогатый скот, а также лошадей. Второстепенным значением у них обладали охота и примитивные формы земледелия. Погребальный обряд андроновцев не был однообразным. В некоторых случаях они кремировали тела покойных, а в других — хоронили по обряду ингумации (трупоположения). Кроме того, различались и способы устройства погребений. Так, известны как грунтовые, так и курганные могильники, которые эти люди в основном сооружали на высоких берегах рек и озер.

В новой работе Светлана Тур (Svetlana Tur) из Алтайского государственного университета совместно с коллегами решила выяснить, какой уровень детской смертности был у населения андроновской культуры, проживавшего в лесостепной и степной частях Алтая. Для этого ученые проанализировали материалы из четырех грунтовых могильников: Рублево-VIII, Фирсово-XIV, Чекановский Лог-II и Чекановский Лог-X, которые расположены в Алтайском крае. По словам исследователей, ни один из этих памятников не был раскопан полностью, но, по-видимому, археологи изучили их большие части.

В могильнике Рублево-VIII археологи раскопали 103 погребения андроновской культуры, в Фирсово-XIV — как минимум 200, а суммарно на памятниках Чекановский Лог-II и Чекановский Лог-X — 208. В этих могилах исследователи обнаружили останки 321 ребенка, умершего в возрасте младше 15 лет. Этим андроновцы отличались от представителей многих других культур, которые не хоронили детей вместе со взрослыми.

В среднем доля детей в раскопанных могильниках составила 66,2 процента, причем больше половины из них умерли в возрасте до одного года. При этом исследователи отметили, что в действительности количество детских захоронений в этих памятниках было еще выше — в некоторых случаях останки просто не сохранились до наших дней, поэтому они предположили, что уровень смертности был еще выше и достигал примерно 70 процентов. Однако ученые подчеркнули, что есть некоторые ограничения у этих оценок, поскольку могильники не были раскопаны полностью, хотя они полагают, что вряд ли окончательный процент будет заметно отличаться. Уровень детской смертности также позволил рассчитать, что в среднем андроновская женщина рожала около 7,4–7,7 детей за репродуктивный период.

Исследователи отметили, что до начала прошлого века уровень детской смертности на протяжении нескольких столетий составлял от 35 до 60 процентов, о чем свидетельствуют письменные источники. Более того, уровень детской смертности у андроновцев превышал зафиксированные показатели у народов, которые исследовали этнографы. При этом, по словам авторов новой статьи, остается неизвестно, чем вызвана такая плохая выживаемость детей у представителей андроновской культуры. Возможно, это связано с инфекционными заболеваниями, например, с ящуром или скарлатиной, однако проверить это нельзя — они протекают слишком быстро и не оставляют следов на костях.

Недавно палеогенетики прочитали ДНК андроновца, останки которого нашли в Новосибирской области. Они обнаружили, что у этого человека была необычная для этой общности Y-хромосомной гаплогруппа — R1b-M269.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
«Хрущевка. Советское и несоветское в пространстве повседневности»

Как в жизни советских людей появились индивидуальные ванные

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора