Неандертальца из пещеры Регурду признали мужчиной

Определить пол этого человека помогла реконструированная тазовая кость

Палеоантропологи реконструировали тазовую кость неандертальца из археологического памятника Регурду. Анализ этой находки показал, что скелет принадлежал мужчине, которого в эпоху среднего палеолита, вероятно, похоронили в пещере. Результаты исследования опубликованы в Journal of Human Evolution.

В 1954 году владелец участка, на котором находится холм со знаменитой пещерой Ляско, обнаружил еще один археологический памятник. На том же холме он открыл заваленный вход в еще одну пещеру, получившую название Регурду. В ней этот человек раскопал мустьерские каменные орудия и остатки древней фауны, а спустя три года нашел кости взрослого неандертальца (Regourdou-1), которого около 75 тысяч лет назад, вероятно, преднамеренно похоронили в этой пещере (не все ученые с этим согласны с этим утверждением).

По оценкам палеоантропологов, обнаруженные в Регурду останки принадлежали неандертальцу, прожившему около 25 лет. Первоначально считалось, что от этого человека до наших дней сохранились нижняя челюсть и около сотни фрагментов посткраниального скелета. Однако после 2008 года новые исследования позволили идентифицировать еще 72 фрагмента, которые принадлежали этому же неандертальцу. Кроме того, ученые обнаружили правую пяточную кость от другого архаичного человека.

Ребека Рмоутилова (Rebeka Rmoutilova) из Карлова университета совместно с коллегами из Испании, США, Франции, Чехии и ЮАР вернулась к одной из давних проблем, связанных с неандертальцем из пещеры Регурду. Первоначально считалось, что этот скелет принадлежал мужчине. Однако впоследствии палеоантропологи, работавшие с этими останками, пришли к выводу, что убедительные аргументы в пользу этой точки зрения отсутствуют. По этой причине в обычно научной литературе пол этого неандертальца обозначают как неопределенный.

Благодаря находкам, сделанным за последние 15 лет, Рмоутилова с коллегами смогла реконструировать правую тазовую кость неандертальца из Регурду. Затем исследователи сравнили ее с тазовыми костями 14 архаичных людей: 12 из них были неандертальцами, а двое — людьми гейдельбергскими из испанской пещеры Сима-де-лос-Уэсос. Девять индивидов из этой выборки считаются мужчинами, а пять — женщинами.

Проведенный анализ показал, что с вероятностью более чем в 95 процентов неандерталец из Регурду все же был мужчиной, как и было предположено изначально. Кроме того, палеоантропологи также провели новую оценку роста и веса этого человека. По их данным, рост этого неандертальца составлял около 162–172 сантиметров, а вес — приблизительно 64–66 килограмм.

Иногда пол архаичных людей удается определить с помощью методов палеогенетики и палеопротеомики. Например, ранее мы рассказывали, как ученые прочитали ДНК из останков, обнаруженных во французском гроте Мандрен. Исследователи выяснили, что кости и зубы принадлежали неандертальскому мужчине, которому они дали прозвище Торин.

В Китае нашли древнего мужчину с залеченным двойным переломом бедра