Это выяснили на выборке из более чем 172 тысяч человек
Крупное когортное исследование тайваньских ученых показало, что родственники первой степени родства пациентов у лиц с устойчивой к лечению депрессией имели повышенный риск развития этой же формы депрессии, а также повышенный риск суицида. Как сообщается в JAMA Psychiatry, в исследовании приняло участие более 172 тысяч человек.
Ученые признают, что в развитии большого депрессивного расстройства генетический компонент играет большую роль — в среднем наследуемость определяет от 30 до 40 процентов случаев заболевания. При этом крупнейший на сегодняшний день метаанализ исследований с полногеномным поиском ассоциаций показал, что наследуемость, связанная с вариантами отдельных нуклеотидов, которые могут быть ответственны за развитие депрессии, оценивается приблизительно в восемь процентов. Аналогичным образом ответ на терапию антидепрессантами может быть опосредован генетическими факторами. Так, родственники первой линии родства у пациентов с депрессией сходным образом реагировали на ингибиторы моноаминоксидазы или имипрамин при симптомах депрессии.
Под устойчивой к лечению депрессией принято считать депрессию, при которой в текущем депрессивном эпизоде не удалось достичь ремиссии после двух адекватных схем лечения антидепрессантами. В последние годы все большее число исследований фокусируются на генетической архитектуре реакции на антидепрессанты или фенотип у людей с резистентной депрессией. Однако ни в одном семейном эпидемиологическом исследовании, обладающем достаточной статистической достоверностью, эта проблема не рассматривалась.
Группа ученых под руководством Ченг-Та Ли (Cheng-Ta Li) из Больницы общего профиля для ветеранов Тайбэя провела популяционное когортное исследование, в котором она использовала данные о родословных всего населения Тайваня, чтобы оценить распространенность устойчивой к лечению депрессии в семьях и семейную передачу других психических расстройств у родственников первой степени родства пациентов с устойчивой к лечению депрессией. Всего в исследование включили данные 34467 родственников первой степени родства пациентов с устойчивой к лечению депрессией и 137868 человек из контрольной группы, сопоставимых по году рождения, полу и родственным связям.
После корректировки модели регрессии Пуассона на пол и год рождения выяснилось, что родственники первой степени родства пациентов с устойчивой к лечению депрессией имели значительно более высокий риск развития этой формы депрессии (относительный риск 9,16). Также относительный риск возрастал для шизофрении (относительный риск 2,36), биполярного расстройства (относительный риск 3,74), синдрома дефицита внимания и гиперактивности (относительный риск 2,38), расстройств аутистического спектра (относительный риск 2,26), тревожного расстройства (относительный риск 2,71) и обсессивно-компульсивного расстройства (относительный риск 3,14).
Даже после дополнительной корректировки на год рождения, пол, сопутствующую патологию, доход и урбанизацию родственники первой степени родства пациентов с устойчивой к лечению депрессией по-прежнему имели более высокий риск развития этой формы депрессии и других серьезных психических расстройств. Кроме того, родственники пациентов с большей вероятностью имели более высокий риск смерти от всех причин и из-за самоубийств.
По данным ученых, эту работу можно считать крупнейшим и, возможно, первым общенациональным когортным исследованием, демонстрирующим «передачу» устойчивой к лечению депрессии в семьях и высокую степень взаимосвязи между этой формой депрессии и другими психическими расстройствами. Дальнейшие исследования могут быть направлены на поиск конкретных генетических механизмов такой наследственной предрасположенности.
Возможно, в профилактике депрессии могут помочь умеренные физические нагрузки. Недавно мы рассказывали про метаанализ, в котором физическая нагрузка, сравнимая с 2,5 часами быстрой ходьбы, на четверть снижала риск развития депрессии.
В третьей фазе испытаний
Исследователи из восьми стран сообщили об успехе третьей фазы клинических испытаний ленакапавира для доконтактной профилактики ВИЧ-инфекции у цисгендерных мужчин, трансгендерных и небинарных персон, которые вступают в рецептивные половые контакты с мужчинами. При введении в инъекциях два раза в год он оказался эффективнее применяемого сейчас комбинированного препарата для ежедневного приема. Отчет опубликован в New England Journal of Medicine.