Цыплята помогли решить задачу Молинью

Птенцы распознали с помощью зрения те предметы, которых прежде они только касались

Исследователи из Великобритании провели эксперимент с цыплятами, чтобы ответить на вопрос о том, способны ли животные зрительно распознать предметы, которые прежде они могли только осязать. В эксперименте цыплята, которые родились в полной темноте и в течение суток могли наощупь исследовать либо гладкие, либо неровные кубы, оказавшись на свету чаще подходили к тем кубам, с которыми до этого взаимодействовали — хотя видели их впервые в жизни. Таким образом результаты, опубликованные в Biology Letters, позволяют предположить, что кроссмодальное распознавание возможно даже без предшествующего кроссмодального опыта.

«Если слепой от рождения человек способен наощупь различить куб и сферу, узнает ли он эти предметы только при помощи зрения, если сможет видеть?» — этот вопрос в 1688 году сформулировал ирландский натурфилософ Уильям Молинью. Речь шла о кроссмодальном распознавании — объединении сигналов, воспринимаемых разными органами чувств, для создания единого представления. С тех пор философы и исследователи пытались решить задачу Молинью, и время от времени проводили эксперименты с пациентами, излечившимися от катаракты, которой они страдали с рождения. Несколько таких опытов показали, что прозревшие люди неспособны сразу же распознать форму предметов «на глаз», не ощупав их. Это означало, что кроссмодальное распознавание невозможно без предшествующего кроссмодального опыта.

Впрочем, проводить подобные эксперименты с людьми намерено невозможно по этическим причинам, а редких экспериментов с излечившимися от слепоты пациентами может быть недостаточно. Альтернативой могут стать исследования на животных, которые рождаются со зрелой зрительной системой — после рождения их можно какое-то время держать в темноте, позволяя контактировать с теми или иными предметами, а затем выводить на свет и проверять, узнают ли они эти предметы, не прикасаясь к ним.

Именно такой эксперимент с цыплятами (Gallus Gallus) провели исследователи из Лондонского университета королевы Марии под руководством Элизабетты Версаче (Elisabetta Versace). После рождения цыплята сразу способны видеть и свободно передвигаться, поэтому их реакции можно отследить уже в первые часы жизни. Кроме того, непродолжительная зрительная депривация после рождения никак не повлияет на зрение птиц. Чтобы найти ответ на задачу Молинью, ученые инкубировали куриные яйца в полной темноте до момента вылупления птенцов. Рождались цыплята в отдельные темные инкубационные отсеки, в каждом из которых была пара деревянных кубиков — либо гладких, либо неровных, с металлическими болтами, торчащими из граней. Таким образом каждый из 103 вылупившихся цыплят в первые сутки в полной темноте мог исследовать и трогать гладкие или неровные стимулы.

Затем цыплят по одному помещали на свет в экспериментальную арену. С одной стороны арены лежал гладкий куб, а с другой — неровный куб с болтами. Кубы были закрыты сетками, чтобы цыплята могли подойти к ним, но не могли прикоснуться. Исследователи предположили, что если птицы смогут зрительно распознать те предметы, которые они уже знают наощупь, они будут больше времени проводить вблизи них.

И в самом деле, те цыплята, которые до этого вслепую взаимодействовали с гладкими кубами, подходили к ним чаще, а другие, напротив, выбирали знакомые им неровные кубы. Причем эта тенденция наблюдалась уже в первую минуту теста, который длился шесть минут. В среднем птенцы проводили рядом с выбранным кубом 60-70 процентов времени. Из 103 птенцов выбор сделали 72 (то есть они чаще подходили к одному из предметов).

Авторы заключили, что способность недавно вылупившихся цыплят, имеющих ранее только тактильный опыт, с первого взгляда различать объекты, позволяет дать положительный ответ на задачу Молинью. То есть кроссмодальное распознавание — по крайней мере у этого вида — не требует предварительного опыта одновременного восприятия мультимодальных стимулов.

Ранее ученые обнаружили, что шмели тоже способны с помощью зрения распознавать объекты, которые знали лишь наощупь, — и наоборот. Однако в том эксперименте у шмелей ранее был мультимодальный опыт.

Паразит рептилий два года прожил в глазу поевшей крокодилятины конголезки