Это показало рандомизированное клиническое испытание
Клиническое рандомизированное исследование испанских ученых показало, что пациенты, принимавшие моноклональное антитело против рецептора кальцитонин-ген-родственного пептида эренумаб, намного чаще достигали полной ремиссии мигрени по сравнению с пациентами, которые принимали традиционную неспецифическую терапию. Как сообщается в JAMA Neurology, такие пациенты в шесть раз чаще достигали сокращения числа дней мигрени в месяц на 50 процентов и более.
Пероральные препараты для профилактики мигрени, включая бета-адреноблокаторы, блокаторы кальциевых каналов, противоэпилептические средства и антидепрессанты, уже давно используются в качестве стандарта лечения. Однако все они не были разработаны непосредственно для лечения мигрени, а значит обладают ограниченной эффективностью для ее терапии. Лишь недавно ученые разработали эренумаб — препарат моноклональных антител, нацеленных на рецептор кальцитонин-ген-родственного пептида, который предназначен для лечения мигрени.
Однако неспецифические препараты профилактики мигрени остаются основным методом лечения в большинстве стран, и только пациенты, у которых предшествующее профилактическое лечение не увенчалось успехом, имеют право на получение терапии моноклональными антителами. При этом известно, что у неспецифических препаратов часто наблюдается низкая приверженность к лечению из-за низкой эффективности и побочных эффектов. В то же время первичные исследования эренумаба показывают его значительную эффективность и безопасность.
Чтобы расширить знания об эффективности эренумаба, группа ученых под руководством Патриции Позо-Росич (Patricia Pozo-Rosich) из Барселонского автономного университета провела рандомизированное клиническое испытание, в котором сравнивали эренумаб и неспецифические препараты для профилактики и лечения мигрени — трициклические антидепрессанты, вальпроат, дивалпрекс, топирамат, флунаризин, бета-адреноблокаторы и другие. Всего в исследовании принял участие 621 человек, из которых 523 завершили 12-месячный этап лечения (377 в группе эренумаба и 146 в группе неспецифической терапии). В группе неспецифического лечения большинству пациентов первоначально назначались бета-адреноблокаторы, топирамат и трициклические антидепрессанты. Исходные демографические характеристики были сбалансированы между группами лечения.
На 12 месяц исследования значительно больше пациентов, получавших эренумаб, достигли снижения количества дней мигрени в месяц на 50 процентов и более по сравнению с исходным уровнем (отношение шансов 6,48, p < 0,001). Также значительно большая доля пациентов, получавших эренумаб, завершила исследование, принимая первоначально назначенное лечение, по сравнению с пациентами, получавшими неспецифические препараты (отношение шансов 11,27, p <0,001). Среднее изменение кумулятивного среднего показателя числа дней в месяц с мигренью через 12 месяцев лечения снизилось на 4,32 дня в группе эренумаба и на 2,65 дня в группе неспецифического лечения (p <0,001).
Наиболее распространенными побочными эффектами, которые, как предполагалось, были связаны с лечением эренумабом, были запор и боль в месте инъекции, а также повышенная утомляемость и увеличение веса. При этом частота нежелательных явлений, приводящих к прекращению лечения, была примерно в восемь раз ниже у пациентов, получавших эренумаб.
По мнению ученых, более раннее начало лечения эренумабом может в конечном итоге привести к тому, что меньшее число пациентов прекратит прием препарата или перейдет на другой вид лечения. Более того, эти результаты могут помочь снизить использование ресурсов здравоохранения и повысить качество жизни пациентов.
Потенциально терапия мигрени может не только облегчить жизнь пациентам, но и предотвратить другие заболевания. Например, недавно мы рассказывали, что мигрень повысила риск преждевременного инфаркта и инсульта у женщин.
Речь идет об агонистах ГПП-1 и глифлозинах
Али Шеффех (Ali Sheffeh) из Клиники Мейо с коллегами провел анализ медицинских данных и выяснил, что при приеме противодиабетических средств из групп агонистов рецепторов ГПП-1 и ингибиторов SGLT2 (глифлозинов) после перенесенного ишемического инсульта существенно снижается риск инфаркта миокарда и повторного инсульта. В анализ вошли более 7000 пациентов (средний возраст 72 года; 52 процента — мужчины), перенесших ишемический инсульт в период с 2000 по 2022 год, из базы данных REP. Его результаты были представлены на Научных сессиях Американской кардиологической ассоциации 2024 года в Чикаго и изложены в пресс-релизе организации.