Астрономы увидели рекордно малые внутренние колебания звезды

Наблюдения велись за оранжевым карликом

Астрономы обнаружили рекордно малые солнечноподобные внутренние колебания звезды. Целью наблюдений был оранжевый карлик Эпсилон Индейца, который стал самой маленькой и холодной звездой, у которой были обнаружены подобные колебания. Статья опубликована в журнале Astronomy&Astrophysics.

Астросейсмология позволила ученым получить большое количество информации о внутренней структуре звезд солнечного типа и красных гигантов. Обычно это делается в ходе фотометрических наблюдений, когда отслеживаются мелкие колебания яркости звезды, вызываемые распространяющимися внутри светила колебаниями, такими как акустические волны (р-моды) или внутренние гравитационные волны (g-моды).

Однако такой метод плохо применим к карликам К-типа из-за их низкой светимости, так что на текущий момент внутренние колебания были обнаружены лишь у нескольких подобных звезд с температурами не менее пяти тысяч кельвин. Решением проблемы выступает доплеровская спектроскопия, когда телескопы отслеживают колебания лучевой скорости звезды. В этом случае шум, связанный с активностью звезды и ее грануляцией ниже, чем при фотометрических наблюдениях.

Группа астрономов во главе с Тьяго Кампанте (Tiago Campante) из Института астрофизики и космических наук Испании сообщила, что обнаружила самые маленькие внутренние колебания звезды. Целью наблюдений стал Эпсилон Индейца, колебания лучевой скорости звезды измерял спектрограф ESPRESSO, установленный на комплексе телескопов VLT, в сентябре 2022 года.

Эпсилон Индейца представляет собой близкий (11,9 светового года от Солнца), яркий и бедный металлами оранжевый карлик типа К5 с эффективной температурой 4649 кельвин. Он обладает холодным юпитером и двойной системой коричневых карликов, что также делает систему хорошей целью для изучения формирования газовых экзогигантов и коричневых карликов.

Исследователям удалось зарегистрировать p-моды, причем пиковая амплитуда огибающей составила 2,6 сантиметра в секунду, что составляет всего около 14 процентов от значения, полученного для Солнца. Время жизни мод составляет, по крайней мере, более трех дней, что немного больше, чем среднее время жизни p-моды на Солнце. Учитывая, что солнечноподобные колебания стохастически возбуждаются и затухают за счет приповерхностной конвекции, дальнейшие астросейсмологические наблюдения за K-карликами (в основном, ранних типов) позволят ограничить связь между пульсациями и конвекцией.

О том, что такое астросейсмология и зачем она нужна мы рассказывали в материале «Звезды волнуются раз».

Обсерватория INTEGRAL увидела гигантскую вспышку магнитара в центре галактики Сигара