Беременность увеличила биологический возраст женщин на два года

Но к третьему месяцу после родов эффект был обратным

Американские и немецкие исследователи подтвердили, что беременность связана с увеличением биологического возраста женщины, которое в зависимости от способа оценки составило до 2,52 года. Однако уже через три месяца после родов этот процесс обращался вспять. Публикация об этом появилась в журнале Cell Metabolism.

Беременность представляет собой значительный физиологический стресс для материнского организма и, предположительно, может вскрывать в нем латентные уязвимости, влияющие на риск заболеваний в будущем. При этом точные биомаркеры подобных ее эффектов на данный момент неизвестны. В 2023 году исследователи из США и Швеции под руководством Вадима Гладышева (Vadim Gladyshev) из Гарвардской медицинской школы опубликовали результаты работы, которые показали влияние различных физиологических стрессорных факторов на биологический возраст согласно эпигенетическим часам, основанным на анализе метилирования ДНК. Как свидетельствовали данные 14 участниц исследования, одним из таких факторов служит беременность, однако ее эффекты могут быть обратимыми.

Чтобы воспроизвести и дополнить эти результаты, ученые из США и Германии под руководством Кирана О’Доннелла (Kieran O’Donnell) из Йельской медицинской школы воспользовались данными проспективной лонгитюдной когорты беременных низкого риска из Исследовательской программы развития, здоровья и заболеваний Калифорнийского университета в Ирвайне. 119 ее участниц сдали кровь для анализа метилирования ДНК на раннем, среднем и позднем сроке беременности, а 68 из них — также спустя примерно три месяца после родов.

Эти данные использовали для оценки биологического старения с помощью основанных на главных компонентах (PCA) эпигенетических часов Horvath1, PhenoAge, GrimAge и обновленной версии последних GrimAge2, а также биомаркера PACE. Статистический анализ проводили методом иерархического обобщенного аддитивного моделирования с поправками на возраст, количество родов в анамнезе, этническую принадлежность, уровень образования и доходов, а также технические факторы, связанные с анализом метилирования ДНК. Поскольку индекс массы тела (ИМТ) матери может влиять на физиологическую нагрузку на организм во время беременности, его вклад в динамику биологического возраста оценивали отдельно.

Выяснилось, что стадия гестации действительно положительно связана с биологическим старением. За примерно 18-недельный период от ранней (26,5 ± 2,2 недели до родов) до поздней (8,8 ± 1,7 недели до родов) беременности скорректированные показатели биологического возраста матери увеличились в среднем на 2,39 года по PhenoAge; 1,19 года по GrimAge; 2,52 года по GrimAge2 и 0,07 единиц по PACE (везде p < 0,001); по Horvath1 изменения были несущественными. В то же время к третьему месяцу после родов по сравнению с поздней беременностью наблюдалось значимая обратная динамика всех эпигенетических биомаркеров старения, причем уменьшение биологического возраста в два—три раза превосходило его увеличение во время гестации. Этот эффект был несколько меньше у женщин с более высоким ИМТ до беременности и больше у тех, кто практиковал исключительно грудное вскармливание.

О’Доннелл оговорился, что пока неясно, свидетельствуют ли полученные данные о реальном итоговом омолаживающем эффекте гестации, и насколько он в случае наличия стоек, однако позволяют утверждать, что сама беременность может действовать на организм женщины как естественный физиологический стрессорный фактор. Для уточнения невыясненных моментов необходимы дальнейшие более длительные и масштабные исследования, заключают авторы работы.

Ранее норвежские и британские исследователи с помощью нейросети проанализировали МРТ-сканы головы более чем 12 тысяч женщин и обнаружили, что мозг рожавших женщин выглядит в среднем на несколько месяцев моложе, чем у нерожавших вне зависимости от генетических факторов.

Китаец прожил 35 лет с просветом аорты в три миллиметра