Астрономы создали самый крупный спектрофотометрический каталог квазаров

Он содержит почти 1,3 миллиона кандидатов в квазары

Астрономы представили самый обширный спектрофотометрический каталог квазаров. Он создан по данным космических телескопов Gaia и WISE и наземного обзора SDSS. В него вошли почти 1,3 миллиона кандидатов в квазары, он покрывает почти все небо. Статья опубликована в The Astrophysical Journal.

Квазары (или квазизвездные объекты) представляют собой далекие ядра активных галактик, содержащие сверхмассивные черные дыры, окруженные аккреционными дисками. Поиски и исследования квазаров дают представление о механизмах роста сверхмассивных черных дыр, влиянии активности галактического ядра на эволюционный путь галактики, распределении барионной и темной материи во Вселенной и свойствах межгалактической среды. С их помощью можно также оценивать скорость расширения Вселенной и ряда других космологических параметров и проводить проверку космологического принципа изотропии и однородности. На текущий момент известно около миллиона квазаров по данным спектроскопических наблюдений и около нескольких миллионов квазаров по данным фотометрических наблюдений.

Группа астрономов во главе с Кейт Стори-Фишер (Kate Storey-Fisher) из Международного физического центра Доностия в Испании представила каталог кандидатов в квазары Quaia — самый крупный среди известных спектроскопических каталогов. Ученые работали с каталогом данных Gaia DR3 космического телескопа Gaia, содержащим 6649162 кандидата в квазары с фотометрическими данными по красному смещению, очистили его от звезд и галктик, а также переоценили красные смещения квазаров. Для этих целей они сопоставляли данные Gaia с инфракрасными данными из каталога unWISE и наземного обзора неба SDSS.

Каталог охватывает 73 процента площади всего неба, исключая плоскость Млечного Пути, а также зоны вблизи Магеллановых Облаков, и содержит 1295502 объекта с предельной звездной величиной менее 20,5, а также 755850 объектов с предельной звездной величиной менее 20 в виде более чистой выборки квазаров с более строгими критериями отбора. Распределение красных смещений квазаров в Quaia более плавное, чем в других каталогах, с четким пиком около z = 1,5 и небольшим скачком в районе z ~ 2,3, который не связан с методикой обработки данных, а является реальной характеристикой.

Ранее мы рассказывали о том, как ученые нашли пропущенный в предыдущих обзорах неба необычно яркий квазар.

«Чандра» показала 22 года жизни пульсара в Крабовидной туманности