Российские ученые построили самую длинную дендрошкалу по образцам древесного угля

Она охватывает 377 лет

Российские ученые по фрагментам древесного угля из раннесредневековых железоплавильных печей построили 377-летнюю плавающую дендрохронологическую шкалу. Материалы для этой работы археологи раскопали в Чуйско-Курайской металлургической провинции Русского Алтая. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Geoecology, это самая протяженная подобная шкала не только в России, но и в мире.

На юго-востоке Русского Алтая находится так называемый Чуйско-Курайский металлургический район, в котором археологи обнаружили многочисленные остатки раннесредневековых и, возможно, древних сыродутных горнов. Среди прочего, во время раскопок этих объектов исследователи нашли значительное количество отходов производства, включая древесный уголь из сибирской лиственницы (Larix sibirica), который обычно используют для радиоуглеродного датирования памятников. Однако из-за проблемы, связанной с эффектом «старого дерева», порой разброс в полученных датах для одной и той же железоплавильной печи достигает тысячи лет.

Владимир Майглан (Vladimir Myglan) из Сибирского федерального университета совместно с коллегами из Красноярска и Новосибирска разработал методику, по которой древесный уголь можно использовать для построения дендрохронологических шкал, что в перспективе с гораздо большей точностью позволит определять время, когда использовались железоплавильные печи. Для этой работы ученые использовали фрагменты древесного угля и шлак с включениями кусков несгоревшего угля из археологических памятников, раскопанных на юго-востоке Русского Алтая в долинах рек Юстыд, Тюргунь, а также у устья реки Куяхтанар.

Сначала в течение 2021–2022 годов ученые отобрали 448 образцов угля, 360 из которых они признали пригодными для измерения годичных колец. В конечном счете 160 образцов позволили построить девять плавающих дендрохронологических шкал с максимальным непрерывным охватом в 290 лет. В 2023 году они увеличили число образцов до 640, 445 из которых подошли для измерений. В результате это позволило увеличить непрерывную протяженность шкалы с 290 до 377 лет.

По словам ученых, это первая в России 377-летняя дендрохронологическая шкала, построенная по фрагментам древесного угля. Более того, на данный момент она самая протяженная в мире. Исследователи также отметили, что они получили шесть новых радиоуглеродных дат для всех трех мест отбора образцов. Полученные результаты, по их мнению, говорят о том, что, скорее всего, эти сыродутные горны использовались в древнетюркское время. Кроме того, на памятнике Куяхтанар-1 они нашли необугленный фрагмент коры, который позволил определить, что одну из печей в последний раз использовали для плавки между 655 и 755 годами нашей эры.

Недавно исследователи построили плавающую дендрошкалу протяженностью в 303 года по образцам древесины из неолитического поселения Дисплио, а затем обратились к радиоуглеродному анализу отдельных годичных колец. Благодаря тому, что они обнаружили в образцах свидетельства ранее выявленной сверхмощной солнечной вспышки 5259 года до нашей эры, ученые пришли к выводу, что наиболее позднюю древесину, попавшую к ним в руки, срубили в 5140 году до нашей эры.

Российские палеогенетики прочитали ДНК человека из слоя верхневолжской культуры