Микропластик в атеросклеротических бляшках повысил риск инфаркта и инсульта

В основном в бляшках находили полиэтилен

Исследователи из Италии обнаружили, что присутствие микропластика в атеросклеротических бляшках сонной артерии повышает риск сочетания инфаркта миокарда, инсульта или смерти от любой причины. Как сообщается в The New England Journal of Medicine, в основном в бляшках попадаются полиэтилен и поливинилхлорид.

Несколько исследований показали, что микропластик и нанопластик попадают в организм человека через желудочно-кишечный тракт, легкие и кожу, где они взаимодействуют с тканями и органами. Данные исследований in vitro предполагают, что микропластик способствуют окислительному стрессу, воспалению и апоптозу в эндотелиальных клетках. Животные модели показали, что такое воздействие приводит к изменению частоты сердечных сокращений, нарушению сердечной функции, фиброзу миокарда и эндотелиальной дисфункции. Однако неизвестно, насколько клинически значимы эти наблюдения для людей. На данный момент отсутствуют доказательства того, что микропластик способен вызывать поражения сосудов у людей.

Команда ученых под руководством Раффаэле Марфелла (Raffaele Marfella) из Неаполитанского университета Луиджи Ванвителли провела проспективное исследование, в котором оценивалось присутствие этог микропластика в хирургически удаленных бляшках сонной артерии с помощью пиролитической газовой хромато-масс-спектрометрии, анализа стабильных изотопов и электронной микроскопии. Затем ученые изучали связь между присутствием микропластика в бляшке с сочетанным исходом в виде инфаркта миокарда, инсульта или смерти от любой причины.

Всего было обследовано 312 пациентов, которым проводилось хирургическое удаление бляшки сонной артерии, в конечный анализ попало 257 пациентов, за которыми в среднем наблюдали 33,7 месяца. У 150 пациентов в удаленной бляшке нашли заметное количество полиэтилена (21,7 ± 24,5 микрограмм на миллиграмм бляшки), а у 31 — измеримое количество поливинилхлорида (5,2 ± 2,4 микрограмм на миллиграмм бляшки). При этом врачи не наши явных различий в частоте обнаружения микропластика в зависимости от места жительства пациентов или расположения медицинского центра.

Визуализация с помощью просвечивающей электронной микроскопии у десяти случайно выбранных пациентов показала наличие частиц с зазубренными краями в пенистых макрофагах бляшки. Почти все частицы были меньше одного микрометра. Сканирующий электронный микроскоп показал сниженное содержание углерода и кислорода в этих частицах и большое содержание хлора. Анализ стабильных изотопов показал, что отношение углерода-13 к углероду-12 разнилось у разных пациентов без какой-либо очевидной закономерности. Линейный регрессионный анализ выявил положительную корреляцию между количеством присутствующего полиэтилена и уровнями экспрессии интерлейкина-18, интерлейкина-1β, интерлейкина-6 и фактора некроза опухоли-α, а также уровнями CD3- и CD68-клеток. Количество коллагена при этом было снижено.

Пациенты с микро- или нанопластиком в атеросклеротической бляшке сонной артерии имели более высокий риск развития инфаркта, инсульта или смерти от любой причины, чем пациенты без этих веществ в бляшке (отношение рисков 4,53, p < 0,001). Нескорректированный коэффициент риска составил 2,84 (p = 0,007).

Результаты этого исследования показывают, что микро- и нанопластик могут существенно повышать риск серьезных сердечно-сосудистых событий. Эти данные свидетельствуют о связи загрязнения окружающей среды и ухудшения здоровья населения, поэтому они важны для разработки междисциплинарных программ по снижению уровня загрязнения.

Недавно мы рассказывали, как можно очистить воду от микропластика в домашних условиях. Как выяснили китайские ученые, при кипячении воды из нее удаляется более 80 процентов микропластика.

Онкологические заболевания в детстве связали с последующим безбрачием и низким доходом