«Галилео» нашел на Земле континенты и кислородную атмосферу

Наша планета выступила как аналог землеподобных экзопланет

Астрономы при помощи зонда «Галилео» обнаружили на Земле признаки наличия континентов и океанов, а также нашли кислород в атмосфере планеты. Подобные исследования важны для правильной интерпретации будущих прямых и спектральных наблюдений за экзоземлями, в том числе потенциально обитаемыми. Препринт работы доступен на arXiv.org.

Чтобы проверить методики наблюдений за экзопланетами, можно использовать данные наблюдений за полными дисками планет Солнечной системы, которые будут выступать как аналоги экзопланет. Особую роль среди таких тел занимает Земля как единственный аналог обитаемой экзопланеты, однако у ученых не так часто появляется возможность провести наблюдения всего диска нашей планеты. Обычно этим занимаются межпланетные аппараты, последний раз это делал спектрополяриметр SHAPE, установленный на перелетном модуле индийской лунной миссии «Чандраян-3».

Группа астрономов во главе с Райдером Штраусом (Ryder H. Strauss) из Университета Северной Аризоны опубликовала результаты анализа данных спектрофотометрических наблюдений за Землей, полученных зондом «Галилео» при помощи инструмента SSI и набора узкополосных фильтров во время гравитационных маневров у нашей планеты в 1990 и 1992 годах. Набор фильтров включал в себя фиолетовый, зеленый, красный и четыре ближних инфракрасных фильтра.

Изменчивость кривых блеска всего диска Земли можно объяснить меняющейся погодой и наличием континентов, океанов и облаков на вращающейся планете, а временная динамика цвета приписывается океанам (сдвиг в синюю сторону) или суше и растительности (сдвиг в красную сторону). Снижение отражательной способности при наблюдениях в некоторых инфракрасных фильтрах связывается со слабым поглощением излучения водяным паром и сильным поглощением молекулярным кислородом. Полученные результаты будут использоваться в дальнейшем для проверки трехмерной спектральной модели Земли, создаваемой Виртуальной планетарной лабораторией NASA.

Ранее мы рассказывали о том, как лунное затмение помогло «Хабблу» подтвердить обитаемость Земли по отраженному от Луны свету.

«Джеймс Уэбб» нашел нового кандидата в потенциально обитаемую планету-океан