Они активнее исследовали новую клетку
Исследователи из Австралии, Австрии и Великобритании сравнили поведение четырех видов галапагосских вьюрков: двух земляных и двух древесных. Земляные вьюрки активнее исследовали новую среду и вели себя смелее, что согласуется с их образом жизни. Кроме того, птицы, которые активнее исследовали новое пространство, в полевых экспериментах сильнее реагировали на имитацию вторжения конкурента на свою территорию. Работа опубликована в журнале Behavioral Ecology and Sociobiology.
Дарвиновы, или галапагосские, вьюрки различаются не только формой клюва и цветом, но и поведением: именно из-за адаптации к разным экологическим нишам и возникли их морфологические различия. Так, например, часть видов вьюрков живет на деревьях и питается в основном членистоногими, а часть живет на земле и ест очень разную пищу — как животную, так и растительную. Но более тонкие поведенческие различия галапагосских вьюрков изучались не так активно. В то же время эти различия могут позволять птицам сохранять свою экологическую нишу и сосуществовать нескольким видам на одной и той же территории.
Эндрю Кацис (Andrew C. Katsis) из Университета Флиндерса и его коллеги сравнили поведение четырех видов вьюрков с Галапагосского острова Флореана: двух земляных — малого (Geospiza fuliginosa) и среднего (Geospiza fortis), и двух древесных — малого (Camarhynchus parvulus) и среднего (Camarhynchus pauper). Птиц отлавливали в трех местах острова, проводили с ними поведенческие эксперименты и снова отпускали. С некоторыми самцами провели также полевые эксперименты.
Ученых интересовали три поведенческие черты: смелость, интерес к новизне и агрессивность. Сначала они оценивали смелость птиц, наблюдая, как вьюрки будут реагировать на манипуляции человека: каждую особь экспериментатор клал в ладонь, переворачивал на спину, придерживал пальцем и считал, сколько попыток перевернуться она предпримет. Далее вьюрков измеряли: длину ног, головы, клюва, хвоста и крыльев. Здесь ученые тоже смотрели за тем, как сильно птица сопротивляется и легко ли дает себя измерить.
Затем авторы исследовали, как вьюрки относятся к новизне и насколько они агрессивны. Ранее ученые обнаружили, что виды галапагосских вьюрков с более разнообразным рационом более склонны исследовать новое, поэтому они ожидали, что земляные вьюрки откажутся любопытнее. Каждого вьюрка помещали в пластиковый контейнер, к которому подставляли клетку с тремя насестами разной высоты. Клетка была разделена на несколько отдельных секторов: полоток, стены, четыре сектора пола, три насеста. Ученые считали, сколько уникальных секторов посетила каждая птица за пять минут, и сколько раз она сменила сектор (если животное не боится новизны, оно будет активно изучать новое место). Затем в клетке удаленно поднимали занавеску, за которой было спрятано зеркало. В течение трех минут ученые смотрели, как вьюрок будет взаимодействовать с зеркалом: поскольку вьюрки — территориальные птицы, ожидалось, что они будут атаковать своего зеркального двойника, принимая его за сородича-конкурента. Также ученые подсчитывали время, которые птицы проводили у зеркала.
Эксперименты показали, что в среднем земляные вьюрки более смелые и любопытные, чем древесные. Они сильнее сопротивлялись при измерениях и исследовали новую клетку более активно. Однако во время тестов на спине достоверное различие было лишь одно: малые земляные вьюрки пытались перевернуться меньше раз, чем средние древесные. На зеркало вьюрки разных видов реагировали одинаково.
Дополнительно исследователи провели полевые эксперименты с самцами малых земляных вьюрков и двух видов древесных. Они включали им записи песен других самцов, чтобы сымитировать вторжение чужаков на их территорию. Некоторые птицы реагировали на «чужака» сильнее других: они быстрее приближались к динамику и проводили больше времени рядом с ним. Так делали и земляные, и древесные вьюрки, а сила реакции на чужое пение коррелировала с активностью исследовательского поведения — то есть чем больше птица исследовала в лабораторных экспериментах, тем активнее защищала свою территорию в полевых.
Авторы заключили, что исследовательский интерес и смелость земляных вьюрков, вероятнее всего, связаны с их образом жизни. Во-первых, их рацион разнообразнее, чем у их древесных сородичей, а значит, они либо более склонны искать новые источники пищи, либо чаще сталкиваются с чем-то новым, поскольку и так используют множество разных источников. Кроме того, они собирают пищу на земле, где шансы встретиться с человеком и с наземными хищниками вроде кошек или крыс выше — это тоже могло сделать их смелее и одновременно агрессивнее. Ученые также обнаружили отрицательную связь между исследовательской активностью и успешностью вылупления потомства у самцов вьюрков, но эти результаты и их возможные интерпретации нуждаются в дополнительной проверке.
На птенцах галапагосских вьюрков паразитируют личинки инвазивных мух Philornis downsi, что нередко приводит к гибели птиц. Недавно исследователи обнаружили, что вьюрки, живущие рядом с людьми, не так сильно страдают от паразитов, и выживаемость их потомства выше. Скорее всего, все дело в объедках с высоким содержанием белка, которые оставляют туристы — птицы едят их и кормят или потомство. Это стимулирует иммунитет и позволяет быстрее восстановиться.
Вероятность исчезновения вида составляет 96 процентов
Тонкоклювый кроншнеп — малоизученный кулик, который гнездился на юге Западной Сибири и в степях Северного Казахстана — вымер в середине 1990 годов, вероятно, из-за распашки земель и охоты. К такому выводу пришли орнитологи, проанализировав уровень угроз, с которыми сталкивался этот вид, а также данные о встречах с ним и результаты научных экспедиций по его поиску. По оценкам исследователей, вероятность исчезновения вида к настоящему времени составляет около 96 процентов. Следует отметить, что большинство специалистов уже давно считали тонкоклювого кроншнепа исчезнувшим — но Международный союз охраны природы удерживал за ним статус находящегося под угрозой полного исчезновения. Новые данные должны убедить организацию скорректировать этот статус. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Ibis.